Куда уходит моторное масло?

Стоит ли волноваться, если уровень масла в картере двигателя упал? Сначала нужно разобраться с причинами.

Если внимательно почитать инструкцию автомобиля, можно открыть для себя множество интересных моментов. К примеру, часто ли мы проверяем уровень масла в картере двигателя? А меж тем завод-производитель рекомендует делать это ежедневно. Конечно, мы не будем предлагать вам перед каждой поездкой открывать капот, но периодически контролировать уровень все же необходимо.

И это нормально

Даже полностью исправный двигатель расходует масло. Некоторое его количество сгорает при работе мотора и в буквальном смысле вылетает в выхлопную трубу. Увеличение расхода, как правило, происходит по мере износа элементов двигателя. Растут зазоры в паре поршень-цилиндр, появляются задиры на трущихся поверхностях, выходят из строя маслосъемные колпачки… Чем больше пробег автомобиля, тем чаще надо контролировать уровень масла в картере.

Если расход оказался близок к максимальному, не стоит переживать раньше времени. В первую очередь следует убедиться в отсутствии утечек – довольно часто масло уходит через сальники или прокладку головки блока. Конечно, и в этом приятного мало, но ремонт обойдется сравнительно недорого.

Сами виноваты

Течь может появиться совершенно неожиданно. К примеру, нередки случаи, когда покупатель бэушного автомобиля, одержимый желанием продлить его молодость, заливает в двигатель синтетическое моторное масло и… удивляется невесть откуда появившимся утечкам. Между тем ничего необычного в этом нет — «синтетика», обладающая хорошими моющими свойствами, качественно очистила от загрязнений уже потерявшие эластичность сальники и без проблем пробивается наружу. Хотели, как лучше, а получилось, как всегда.

Бывают и вовсе тривиальные причины – например, масло течет из-под прокладки плохо затянутого или неаккуратно установленного масляного фильтра. На элементах неизвестного происхождения встречаются и дефектные резиновые прокладки.

Не обнаружив следов утечек, лучше заехать в сервис на диагностику, где точно определят неисправность. Вполне возможно, что придется-таки вплотную заняться капремонтом двигателя. Как правило, автомобиль с изношенной цилиндропоршневой группой выдает себя шлейфом сизого дыма из выхлопной трубы. Хотелось бы предостеречь от использования присадок типа «Антидым» — они не обладают каким-то чудо-действием, а просто загущают масло, что не лучшим образом сказывается на качестве смазки деталей. В каком бы состоянии ни находился двигатель, уровень масла не должен падать ниже отметки Min. Контроль занимает совсем немного времени, зато избавляет от многих неприятностей.

Полезно знать

  • О том, что уровню масла нельзя позволять опускаться ниже отметки «Min», знает каждый. Но и его перелив также вреден для двигателя. Владельцы автомобилей, двигатели которых имеют течи или просто изношены, нередко пытаются влить в мотор побольше масла, чтобы избавить себя от необходимости частой «дозаправки». При чрезмерно высоком уровне происходит вспенивание масла частями коленвала, качество смазки деталей при этом снижается.
  • Расход масла новым (без пробега) двигателем, как правило, довольно большой. По мере приработки зазоры в парах трения уменьшаются, и расход соответственно снижается. Это происходит не так быстро — на обкатку может потребоваться до 10 тыс. км. То же касается и двигателей после капитального ремонта. Причина повышенного расхода та же — большие зазоры в парах трения. Проверкой уровня масла после покупки авто и капремонта двигателя нельзя пренебрегать ни в коем случае.
  • Казалось бы, простейшая процедура оценки уровня масла на самом деле требует соблюдения некоторых правил. В частности, замер необходимо проводить на холодном двигателе. Автомобиль при этом должен стоять на ровной площадке без уклона. Лучше всего вынуть масляный щуп, протереть его «рабочую» часть, погрузить его в картер вновь и только после этого оценивать уровень.
  • Расход масла зависит в том числе и от манеры езды — чем выше обороты коленвала двигателя, тем больше сгорает масла. Это следует помнить любителям «покрутить движок».