ЗИС ПЕРВЫЕ СРЕДИ РАВНЫХ

ЗИС — известный сегодня как ЗИЛ — занимался выпуском автомобилей и до революции 1917 г., хотя тогда он еще не назывался ни ЗИСом, ни ЗИЛом. 2 августа 1916 г. в районе Тюфелевой Рощи прошли молебен и церемония закладки первого камня в основание завода Автомобильного московского общества (АМО). Предполагалось, что к марту 1917 г. завод выпустит 150 грузовиков Fiat 15 Тег грузоподъемностью 1500 кг. Этим планам не суждено было сбыться как по причине трудностей организации производства в военное время, так и из-за низкого уровня инжиниринга в российской экономике. Взамен русские приобрели в Италии машинокомплекты модели 15 Тег, что позволило собрать 432 грузовика в 1917 г. и 779 в 1918-м. Дальше сборки грузовых автомобилей завод так и не продвинулся, и после Октябрьской революции, в ходе последовавшей за ней Гражданской войны, 15 августа 1918 г., недостроенный завод был национализирован и превращен в мастерские по ремонту автомобилей и другой техники.

В 1919 г. в цехах АМО было собрано всего 108 грузовиков. 30 апреля 1923 г. АМО было присвоено имя итальянского коммуниста Ферреро, убитого фашистами.

Это было первое из череды переименований советских автомобильных заводов в память героев революции. В июне 1923 г. советское министерство планирования — Госплан — разработало программу выпуска АМО грузовых автомобилей на период 1923-1927 гг., однако только в марте 1924 г. завод получил официальное правительственное распоряжение о начале производства первых советских грузовиков.

1 ноября 1924 г. был собран первый полуторатонный грузовой автомобиль АМО-Ф-15, и 7 ноября первые 10 машин были торжественно представлены публике.

Этот день считается официальным днем рождения советской автомобильной промышленности.