ZIP НЕ ПОДМАЖЕШЬ — НЕ ПОЕДЕШЬ

Хотя советские автомобили появились на зарубежных рынках лишь много лет спустя после окончания Второй мировой войны, советское правительство и в 20-х, и в 30-х годах уже продавало нефть и нефтепродукты западным потребителям. Советский Союз унаследовал развитые нефтяные промыслы в Кавказском регионе, однако выяснилось, что такие ведущие игроки западного нефтяного рынка, как «Standard ОН» и «Shell», не горели желанием приобретать сырую нефть, предпочитая разрабатывать собственные месторождения.

Тогда СССР открыл пункты по продаже своего топлива в Швеции, где в 20-х годах была создана целая сеть («Nafta»), в 1937 г. проданная компании «GuIf». В Британии действовала фирма ROP («Russian Oil Products»), продававшая нефтепродукты под маркой ZIP. После Второй мировой войны Советский Союз не мог обеспечивать надежные поставки, и в 1948 г. ROP была продана компании «Regent» (в 1967 г. ее сменила «Техасо»).

Таким образом, советские нефтепродукты не были представлены на западных рынках вплоть до 60-х годов, когда бренд Nafta утвердился в Британии и Бельгии. Советский Союз победил во Второй мировой войне, но при этом понес колоссальные людские и материальные потери.

Теперь перед страной стояла грандиозная задача восстановления разрушенных городов и предприятий, возрождения разоренных территорий.

Но после разгрома фашистов и японских милитаристов настрой у людей был оптимистичным.

Устав от войны, они смотрели в будущее с надеждой на улучшение жизни. К сожалению, развивавшиеся в годы войны политические и межправительственные связи в послевоенный период не выдержали стремительного роста идеологического противостояния между коммунизмом и капитализмом.

Их приверженцы относились друг к другу все с большим неприятием, перешедшим в полное отчуждение. По словам британского лидера Уинстона Черчилля, на Европу Гопустился «железный занавес».

Обе стороны были решительно настроены продемонстрировать превосходство своей системы в том, что касается удовлетворения потребностей простых людей, и автомобильная промышленность была лишь одним из многочисленных орудий в арсенале участников этого противостояния. Между тем советская система по-прежнему сохраняла четкую ориентацию на оборону и развитие тяжелой промышленности.

Автомобилей в личном пользовании было мало, и в глазах советских людей они еще долго оставались роскошью. Весьма нуждались в автотранспорте армия, правительственные структуры и муниципальные предприятия, так что производство грузовиков вплоть до 60-х годов оставалось для государства приоритетным.

В 1960 г. доля выпуска легковых машин для частных владельцев в общем объеме производства автомобилей составляла лишь 31%.