ЗАЗ ЗАПОРОЖСКИЙ КАЗАК В ПОРЫ ЗРЕЛОСТИ

В 80-х годах ЗАЗ продолжал выпускать свою модель 968 (2-миллионный ЗАЗ был собран в октябре 1982 г.), а к концу десятилетия представил совершенно новый 3-дверный переднепри-водный хэтчбек «Таврию». Впрочем, история ЗАЗ-1102 «Таврия» началась еще в 60-х годах. В ноябре 1963 г. идея создания переднеприводного автомобиля была выдвинута многообещающим молодым инженером Владимиром Сте-шенко, которого на эту мысль натолкнул знаменитый Austin/Morris Mini.

Особенно впечатлили Стешенко успехи британского переднеприводного малыша на раллийных трассах, где он расправлялся со всеми, включая Porsche 911, Fiat Abarth 600 и Volkswagen 1200 (не менее знаменитый «Жук») — все, как и «Запорожец», заднемотор-ные и заднеприводные. Перспектива работы над переднеприводной моделью шокировала заводчан, не говоря уже о высших эшелонах власти.

Предприятие не так давно наладило выпуск ЗАЗ-965, автомобиля, который с его независимой подвеской всех колес и двигателем V4 воздушного охлаждения едва ли можно было назвать банальным. Уже началась работа над его преемником ЗАЗ-966, и именно в этой перспективе всемогущий Минавтопром рассматривал будущее завода — как производителя маленьких автомобилей с задним расположением двигателей воздушного охлаждения.

Тем не менее работа над будущей «Таврией» велась параллельно с конструированием и усовершенствованием моделей ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968, хотя официально проекта переднеприводного ЗАЗа не существовало. Минавтопром не дал своего согласия, и в принципе никаких проектов вне утвержденного плана развития существовать не могло.

А план министерства состоял в увеличении объемов выпуска существующего ЗАЗ-966, который на скудном советском автомобильном рынке расходился, как горячие пирожки.