Вслед за С1 в 1976 г. появился С2

Вслед за С1 в 1976 г. появился С2, но лишь в виде пластилинового макета. Машина получилась более тяжеловесной на вид, но, как и С1, это был седан с профилем фастбека. Позже в том же году подоспел и СЗ, ставший дальнейшим развитием идей, заложенных и опробованных на двух его предшественниках.

Автомобиль сохранил покатый профиль задней части, но на этот раз появилась полноценная задняя дверь с возможностью раскладывания заднего сиденья и получения объема, близкого к объему универсала.

Машина не выглядела такой же интригующей и инновационной в своих деталях, как О и С2, особенно в плане дверей, где уже не было характерного для С1 интересного использования углов и выделяющейся средней стойки.

Передняя часть также получилась более обычной.

И все же СЗ оставался приятным на вид, элегантным автомобилем с собственным стилем, позволявшим выделить его на все более конкурентном глобальном рынке автомобилей семейного формата. Если бы началось его производство, он выпускался бы и как хэтч-бек, и как традиционный седан.

Его механические компоненты были такими же, как на О, хотя разместить двигатель под низким капотом было непросто даже после того, как мотор расположили наклонно (этим приемом ранее воспользовались британские компании «Rootes» при создании модели Hillman Hunter 1966 г. и Vauxhall на модели Victor FD 1967 г.). Увы, ни один из этих многообещающих прототипов не продвинулся дальше отдела экспериментальных разработок.

Что касается покупателей «Москвичей», то семейство 408/412, пусть и с благоразумными изменениями, оставалось для них единственным выбором и на протяжении почти всех 80-х годов. До ноября 1973 г. модели 408 и 412 различались на уровне кузова оснащением и оформлением салонов — в частности, имели разные приборные панели, — но с ноября АЗЛК унифицировал их внутреннюю отделку и оборудование.

Несмотря на изменения 1973 г., «Москвичи», в свое время воспринимавшиеся как надежный и непретенциозный качественный продукт, выглядели все более старомодными и в СССР, и за его пределами.

Как бы то ни было, в августе 1974 г. с конвейера АЗЛК сошел двухмиллионный автомобиль, спустя всего семь лет после выпуска миллионного «Москвича». В начале 1975 г. на машине была изменена панель приборов: на смену несколько вычурному овальному спидометру в окружении крошечных дополнительных циферблатов пришли три большие круглые секции со спидометром по центру, датчиками топлива, температуры, давления масла и амперметром в тубусах справа и слева от него.

В остальном передняя панель осталась прежней.

На британском рынке новые приборы так и не появились, хотя были представлены в виде рисунка в последнем рекламном проспекте, изданном осенью 1975 г. и посвященном пикапу. Производство «Москвича-408» и «Москвича-412» официально прекратилось в декабре 1975 г., когда АЗЛК объявил о начале выпуска их преемников — соответственно, «Москви-ча-2138» и «Москвича-2140», которые, в сущности, были лишь частично внешне обновленными версиями прежних моделей.

Производство этих автомобилей официально началось в январе 1976 г. Модель 2138 оснащалась двигателем объемом 1358 см/3 и мощностью 50 л. с, а модель 2140 получила мотор побольше, объемом 1478 см/3 и мощностью 75 л. с. За исключением двигателя и коробки передач, эти модели ничем не отличались друг от друга.

Им были присвоены и экспортные наименования: Moskvich 1300 (2138) и Moskvich 1500 (2140).

Эти машины стали вкладом московского автозавода в выполнение десятого пятилетнего плана экономического развития Советского Союза (период, нареченный в стране пятилеткой качества).

На них появились элементы обеспечения безопасности, ранее отсутствовавшие на советских автомобилях, во внешнем облике и конструкции проявилась реакция на критику в адрес исходных моделей как архаичных и внешне, и по ощущениям во время поездки.

На фейслифтинг с момента создания первых набросков до реализации в серийных машинах потребовалось три года.

Крышка багажника и задние крылья стали более округлыми, прежняя, хромированная облицовка радиатора была заменена на новую, из черного пластика.

Передние крылья также изменились, поскольку радиаторная панель больше не огибала их углы. Внешние ручки дверей теперь были утоплены и как следствие безопасны для пешеходов, бамперы обрели черные резиновые «клыки».

Название автомобилей на задних шильдиках было написано латинскими буквами, а не кириллицей.

Поменялась и цветовая гамма машин — она стала ярче.

Усовершенствования коснулись также механических элементов, особенно тормозов.

Лицензионная английская тормозная система включала передние тормозные диски и вакуумный усилитель вместо прежнего гидровакуумного. Система стала двухконтурной, а это означало, что в случае утечки тормозной жидкости тормоза минимум на 60% сохранили бы свою эффективность.

На панели приборов появилась красная индикаторная лампочка, предупреждавшая водителя о любых проблемах в тормозной системе, а также сигнализировавшая о работе стояночного тормоза.

Система охлаждения стала закрытой, кроме того, ее дополнили расширительным бачком.

На машину устанавливались шины более низкого профиля.

К сожалению, сохранилась прежняя ненадежная коробка передач, известная еще по «Москвичу-402» с его рычагом переключения на рулевой колонке, хотя теперь рычаг располагался в полу (как и у моделей — ближайших предшественниц).

Благодаря новому диа-фрагменному сцеплению управлять автомобилем стало гораздо легче и приятнее.