Топливный бак

Дорожный просвет представительской машины был невелик, а потому ездить на ЗИЛе по ухабистым сельским дорогам не стоило. Впрочем, и вероятность необходимости испытывать внедорожные качества лимузина была невелика.

С другой стороны, машина проектировалась с учетом того, что ее пассажирам должна быть обеспечена максимальная безопасность, так что в конструкции автомобиля нашла свое отражение даже вероятность ядерного нападения.

Говорят, что весь кузов машины имел уплотнения из специального материала, способного ослабить воздействие радиации на пассажиров. Лобовое стекло имело особое многослойное покрытие, а заднее и боковые окна были изготовлены из специального трехслойного стекла.

Кроме того, благодаря продуманной конструкции шасси почти исключалась вероятность переворота машины; наконец, практически все ее жизненно важные системы были дублированы: две системы зажигания, два параллельно подключенных 74-амперных аккумулятора, два топливных насоса, две электросети. И электрическая схема, и системы зажигания и подачи топлива сохраняли работоспособность в самых тяжелых условиях эксплуатации.

Внутри ЗИЛ-4104 был, без сомнения, самым роскошным и комфортабельным из всех автомобилей, когда-либо производившихся в Советском Союзе.

Его двери, рамы окон, приборная панель и центральная консоль имели отделку толщиной 10 мм, выполненную из карельской березы.

В распоряжении двух самых важных пассажиров, размещавшихся на гигантском велюровом диване, были органы управления радиоприемником, электроподъемниками стекол, обогревателем салона и кондиционером. Само заднее сиденье регулировалось по высоте и углу наклона спинки.

Задние двери можно было открыть и с заднего сиденья, и с сидений, находившихся непосредственно за водителем.

В перегородку, отделявшую водителя от пассажиров, были вмонтированы часы с логотипом ЗИЛа. И это лишь стандартное оснащение — каждый автомобиль имел свой особый набор оборудования, соответствовавший требованиям пользователя, которому машина заранее предназначалась.

Передняя часть салона не была такой шикарной, хотя и спартанской ее обстановку назвать никак нельзя. При этом пространство водительского места едва ли могло вместить человека выше среднего роста, а диапазон регулировок обтянутых кожей передних сидений был минимальный.

Регулировалась и рулевая колонка, но обод рулевого колеса был тонкий и выглядел скорее как руль «Жигулей» первой модели.

Панель приборов вполне позволяла контролировать состояние и поведение машины. В туннель трансмиссии был встроен большой радиоприемник рижского производства, под которым располагался кассетный магнитофон «Вильма».

Положение внешних зеркал заднего вида регулировалось посредством электропривода. Каждый двигатель перед установкой на автомобиль в течение 32 часов проверялся на динамометрическом стенде.

По окончании сборки автомобиль проходил дорожное тестирование и после устранения всех выявленных недостатков, с пробегом 2000 км направлялся своему непосредственному пользователю.

Все эти автомобили изготавливались в обстановке строжайшей секретности и имели индивидуальные досье с полной историей создания и сервисного обслуживания.

Их содержанием и обслуживанием занимались служащие специального подразделения КГБ. Велся также строгий учет всех, кто занимался изготовлением правительственных лимузинов, и всех выполнявшихся ими работ. Таким образом, и технические, и функциональные особенности ЗИЛ-4104 делают этот автомобиль одним из самых удивительных в истории мирового автомобилестроения.