С ноября 1966 г. по май 1969-го ЗАЗ-965

На протяжении десятилетия расширялась и гамма выпускаемых модификаций, в частности, в нее вошло несколько разновидностей машин для водителей-инвалидов, разработанных по примеру ГАЗа, в конце 50-х годов спроектировавшего маленький автомобиль для инвалидов, но вынужденного уступить реализацию проекта Запорожскому автозаводу. ЗАЗ-965АБ предназначался для водителей без одной или обеих ног, а ЗАЗ-965АР предлагался инвалидам без одной руки и одной ноги.

Еще одна модификация была подготовлена для почты СССР. У ЗАЗ-965С руль располагался справа, проемы задних окон не имели стекол, а на месте заднего сиденья стоял ящик для писем.

В ноябре 1966 г. начался выпуск преемника ЗАЗ-965, получившего обозначение ЗАЗ-966. Автомобиль походил на немецкий NSU Prinz, впервые представленный на Франкфуртском автосалоне 1961 г. и в свою очередь напоминавший американский Chevrolet Corvair. Однако советская машина была полностью заводской разработкой, результатом усилий конструкторов ЗАЗа, ничьей помощью не пользовавшихся.

Даже помощью специалистов МЗМА.

Автомобиль получился гармонично сложенным, с тонкими рамками окон и очень стильной и выразительной поясной линией.

Выступающие «уши» на задних крыльях обеспечивали охлаждение двигателя V4, первоначально 30-сильного МеМЗ-966А рабочим объемом 887 см/3. У новой машины было несколько интересных особенностей, в том числе отдельный бензиновый отопитель, способный работать независимо от двигателя. В комплект стандартного оборудования входил также радиоприемник.

Машина существенно подросла в сравнении с ЗАЗ-965: увеличились не только ее габариты, но и размеры багажника, просторнее стал салон. ЗАЗ-966 явно прибавил в классе и, соответственно, стоил дороже своего предшественника.

В техническом плане серьезных отличий от ЗАЗ-965А было немного.

Коробка передач, тормоза, передняя подвеска, двигатель МеМЗ-966А — все это досталось машине от прежней модели вместе с задним расположением двигателя и задними ведущими колесами.

Этой компоновкой воспользовался «Renau.

lt», когда в 1963 г. заменил модель Dauphine на Renault 8. Volkswagen в 1961 г. перенес доказавшую свою эффективность заднемоторную схему «Жука» на модель 1600. Передний привод в те годы еще не получил широкого распространения.

Из крупных компаний его развивали только «Citroen» и ВМС. «Simca» и британская «Rootes Group» свое доверие к заднемоторной компоновке выражали, соответственно, моделями Simca 1000 1962 г. и Hillman Imp 1963 г. С ноября 1966 г. по май 1969-го ЗАЗ-965А производился параллельно с его преемником ЗАЗ-966В.

Хотя неослабевающий потребительский спрос указывал на то, что обе машины могли и дальше благополучно выпускаться бок о бок, в конце концов было принято решение снять старую модель с производства.

За восемь с половиной лет было выпущено 322 116 ЗАЗ-965, и сегодня эти машины по-прежнему имеют массу приверженцев, самые активные из которых объединяются в клубы по всей России и Украине. В те годы промышленность Украины переживала подъем.

В 1965 г. была завершена работа над новым двигателем МеМЗ-968, объемом 1197 см и мощностью 40 л. с, но по-прежнему V4 с воздушным охлаждением.

Мотор удостоился диплома первой степени Выставки достижений народного хозяйства СССР. В 1966 г. конструкторы начали работу по его адаптации к внедорожнику ЛуАЗ, создав в итоге модификацию МеМЗ-969Б.

Возведение на мелитопольском заводе нового цеха для производства МеМЗ-968 началось только в 1967 г., но уже в 1968-м ЗАЗ представил модификацию 966. На нее устанавливался больший по объему двигатель МеМЗ, и, хотя эта машина была тяжелее, весом 780 кг, она развивала более высокую скорость — до 120 км/ч. С началом выпуска ЗАЗ-966 модификация с меньшим двигателем МеМЗ-966 мощностью 30 л. с. получила обозначение ЗАЗ-966-1. Производилась она в сравнительно небольших количествах и сегодня встречается крайне редко. Экспортные поставки «Запорожцев» в страны Восточного блока были значительными, хотя там они приобрели репутацию не слишком надежных автомобилей из-за низкого качества сборки.

Тем не менее немало этих машин по-прежнему бегают по дорогам, например, Болгарии. Уровень их продажи в Западной Европе, включая Францию и страны Скандинавии, куда автомобиль поступал под названием Yalta, был скромнее.

На некоторых рынках место советского мотора занимал Renault объемом 956 см/3, такие автомобили предлагались как Yalta 1000.