Рычаг переключения передач

Рычаг переключения передач перекочевал на рулевую колонку, хотя коробка передач по-прежнему оставалась 3-ступенчатой. На смену 6-вольтовому электрооборудованию пришло 12-вольтовое. Перечень стандартного оборудования включал радиоприемник, прикуриватель, отопитель и вентилятор — последний почти на всех британских автомобилях тех лет предлагался в качестве опции.

Передние сиденья регулировались по углу наклона спинки. Спинки могли также откидываться назад вровень с задним сиденьем, образуя импровизированные спальные места.

Полностью оснащенный «Москвич» весил всего 980 кг, что позволяло машине развивать скорость ПО км/ч и расходовать лишь 9 л горючего на 100 км пробега.

Годом позже, в июле 1957 г., был представлен 5-дверный «Москвич-423» с кузовом универсал, на котором при откинутой спинке заднего сиденья можно было перевозить 250 кг груза. Первоначально МЗМА планировал создать 3-дверный вариант «Москвича-402» с кузовом универсал (а затем и фургон) и более широкими проемами боковых дверей, однако от этой идеи отказались как от неоправданно сложной и дорогой в реализации, учитывая относительно небольшой объем выпуска грузопассажирских модификаций.

На универсале была даже сохранена такая же, как у седана, задняя часть кузова, чем и обусловлена большая погрузочная высота грузового отсека. В июне 1957 г. журналу «Autocar» удалось близко познакомиться с «Москвичом-402», принадлежавшим норвежскому капитану, который приехал на этой машине в Англию навестить друзей.

В Норвегии она стоила дороже, чем Ford Anglia и Ford Prefect, но зато имелась в свободной продаже, так как на нее не распространялись правила ограничения импорта. В своем комментарии журнал охарактеризовал автомобиль как «простой и послушный в управлении, с хорошим сцеплением, отличными синхронизатором и светом, точным рулевым механизмом».

Подвеска удостоилась положительной оценки как обеспечивающая «комфортную поездку по плохим дорогам». Тем не менее вердикт журнала состоит в том, что советский автомобиль «не предлагает ничего нового, и опробованный образец неприемлем для среднего британского автомобилиста в плане отделки и динамических характеристик».

Размерами Советского Союза и сложностью его рельефа обусловлена потребность в автомобилях, способных справляться с бездорожьем. Эта потребность была тем более насущной, что государство намеревалось осваивать все новые территории.

Ответом МЗМА стал выпуск с февраля 1957 г. по 1958 г. небольшого количества полноприводных автомобилей.

Базовой для седана «Москвич-410» стала модель 402. Машина сочетала в себе мосты, рессоры и 2-позиционную раздаточную коробку ГАЗ-69, двигатель и 3-ступенчатую коробку передач «Москвича-402» и рулевой механизм, масляный радиатор и рычажные гидравлические амортизаторы «Победы» ГАЗ-М20. По величине дорожного просвета (220 мм) автомобиль не уступал ГАЗ-69. Полноприводный «Москвич» мог преодолевать водные преграды глубиной до 0,3 м, а на первой передаче брать подъем крутизной 33°. Максимальная скорость машины составляла 90 км/ч. Слабое место «Москвича-402» — его нижнеклапанный двигатель, конструкция которого была разработана еще в 30-х годах. МЗМА разработал алюминиевые моторы (406) с верхним расположением клапанов и литражом в диапазоне от 1100 до 1500 см/3, но не получил добро на необходимое для их выпуска переоборудование своего производства.

Вместо этого завод был вынужден модернизировать существующий двигатель, который в итоге из нижнеклапанного превратился в верхнеклапанный, получил алюминиевую головку блока цилиндров и увеличил рабочий объем до 1358 см/3. В 1957 г., спустя год после начала производства модели 402, на МЗМА изготовили пробную партию из 100 экспериментальных двигателей серии 407 мощностью 45 л. с. В мае 1958 г. с конвейера начали сходить «Москви-чи-407», оснащенные этим мотором. Максимальная скорость автомобиля составляла 115 км/ч. В июле ворота завода покинул последний «Мос-квич-402». Всего было выпущено 94 080 машин этой модели, из них 18 019 экспортировано.