РАФ и ЕРАЗ ФУРГОНЫ И МИКРОАВТОБУСЫ ДЛЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

РАФ-977, выпуск которого начался в 1959 г., в 1961-м подвергся первому фейслифтингу и получил обозначение РАФ-977Д. Его двухэлементное лобовое стекло заменили на цельное гнутое, руль поставили от ГАЗ-М21 «Волга», а также снабдили дополнительными второстепенными органами управления.

Панель приборов решили использовать ту, что была разработана для «Москвича-408». Впрочем, полномасштабное производство машины развернулось лишь в 1962 г., со вводом в эксплуатацию новой производственной линии.

Модельный ряд вскоре расширился за счет автомобиля «скорой помощи» РАФ-977И и микроавтобуса повышенной комфортности РАФ-977Е, предназначенного для обслуживания иностранных туристов и оборудованного специальными сиденьями, окнами и люком в крыше. Еще одной модификацией, увидевшей свет в 1966 г., стал РАФ-983, оснащенный как автомобиль противопожарной службы.

В начале 60-х годов в развитие концепции РАФ-08 была спроектирована уменьшенная версия РАФ-977, получившая обозначение РАФ-978. Основу автомобиля составлял тот же кузов, но укороченный и со сдвоенными фарами; двигатель, 45-сильный, объемом 1360 см/3, и передняя подвеска были заимствованы у «Москвича-407». Автомобиль, однако, не имел успеха: у его двигателя недоставало крутящего момента для тяжелого кузова. Инженеры попытались изменить передаточные числа в коробке передач и ведущем мосте, но безуспешно.

Уменьшенная общая длина и колесная база повысили маневренность автомобиля, но в ущерб комфорту во время движения. В итоге работа над проектом была свернута.

Следующие значительные изменения конструкция РАФ-977 претерпела в 1969 г., тогда же машина получила дополнение к своему индексу и стала именоваться РАФ-977ДМ.

Изменения стали ответом на критику в отношении системы вентиляции. Автомобиль получил более широкую пассажирскую дверь, а также два более широких открывающихся окна справа от нее и три слева вместо прежних трех и пяти соответственно.

У обновленной машины «скорой помощи» РАФ-977ИМ окон стало столько же, сколько у микроавтобуса (на прежней. машине их было меньше).

Туристическая модификация теперь именовалась РАФ-977ЕМ.

Автопоезд РАФ-980 использовался в аэропортах, на туристических объектах и выставках.

Передняя и задняя части пассажирских вагончиков представляли собой задние панели кузова РАФ-977, а роль локомотива выполнял тот же РАФ-977 с вырезами в боковых панелях для облегчения доступа пассажиров к рядам жестких пластиковых сидений.

Автопоезд вмещал 44 пассажира.

В 1962 г. на базе РАФ-977 был изготовлен первый фургон грузоподъемностью в тонну.

Получивший обозначение РАФ-977К, он был, по сути, тем же микроавтобусом, но без сидений и боковых окон. Однако ограниченные производственные мощности рижского завода (объем годового выпуска составлял всего 3 тысячи автомобилей, сборка проводилась с использованием тележек, а не обычного в таких случаях конвейера) не позволяли развернуть крупносерийное производство фургона.

Тогда вся документация по машине была отправлена на Ереванский завод автопогрузчиков, который и занялся сборкой фургонов, первоначально используя комплекты, поставлявшиеся из Латвии. Отсчет истории первого — и по сей день единственного — в Армении автозавода ведется с 31 декабря 1964 г., когда советское правительство дало зеленый свет началу производства легких фургонов на Ереванском заводе автопогрузчиков.

В 1965 г. 60 работников этого предприятия были направлены для обучения на заводы в Риге и Ульяновске. Одновременно монтировалось оборудование для производства новых фургонов, и, чтобы подчеркнуть статус завода как полноценного советского автопроизводителя, в сентябре 1965 г. он получил официальное наименование ЕрАЗ.

Первый фургон, ЕрАЗ-762, был собран 1 мая 1966 г. Затем в течение года удалось выпустить 1000 таких автомобилей, а в дальнейшем объем их производства вырос до 2500 в год. Кстати, по-армянски «ераз» — мечта. В 1969 г. на? мену ЕрАЗ-762 пришла его слегка модернизированная версия ЕрАЗ-762А.

К 1973 г. объем годового выпуска новых автомобилей достиг 6500, а в 1975-м, с установкой на заводе одной из первых в Советском Союзе подвесных производственных линий, вырос до 12 000. В 1971 г. коллектив заводских конструкторов работал над новым поколением фургонов ЕрАЗ-3730, создававшимся по принципу простоты доступа, впервые реализованному в знаменитом британском фургоне Commer и в Dodge Walk Thru, В 1976 г. пробную партию ЕрАЗ-3730 отправили на испытания и одобрение в Москву.

Недостаточность ресурсов для развития производства не позволила начать выпуск этого перспективного фургона, хотя в 1980 г. для обслуживания московской Олимпиады завод на базе модели 3730 собрал 10 рефрижераторных фургонов. На Луганском авторемонтном заводе выпускался также аналог РАФа ЛАРЗ-977. Возвращаясь к истории Рижского автобусного завода, скажем, что к середине 60-х годов его руководству стало очевидно техническое отставание предприятия, нуждавшегося в новых инвестициях.

Однако, чтобы убедить Автопром в необходимости строительства нового завода, следовало продемонстрировать готовность выпускать новые, современные автомобили. Сначала конструкторы завода обратились к идее создания автобуса с металлическим каркасом и пластмассовыми кузовными панелями, прототипы машин такой конструкции уже паявля-лись в Советском Союзе в 50-х годах.

Однако данный подход создавал трудности для массового производства автобусов. На заводе велись также дискуссии о том, придавать ли следующему РАФу традиционную капотную компоновку, как, например, у Ford Transit, или же это будет бескапотный автомобиль типа Commer РВ и Renault Estafette.

В итоге в 1965 г. руководство приняло необычное для советского предприятия решение: были образованы две группы, состоявшие из четырех конструкторов, которые дали задание подготовить предложения по следующему поколению РАФов.

При этом группам запретили обмениваться между собой идеями, и они получили всего два предварительных требования к будущему автомобилю: вместимость 12 человек (на 1 больше, чем у РАФ-977) и использование механических компонентов ГАЗ-М21.