Производство универсала под индексом 2102

Первый ВАЗ-2101 производился до 1982 г., пережив на конвейере своего итальянского собрата, выпуск которого был прекращен в 1974 г. , Он породил многочисленные модификации, в том числе с двигателями объемом 1294, 1452 и 1568 см/3, вариант с кузовом универсал. В 1980 г. машина подверглась основательному фейслиф-тингу.

Модель неизменно была лидером продаж, главным образом благодаря невысокой цене, выносливости и простоте в обслуживании. Хотя внешне ВАЗ-2101 был почти неотличим от Fiat 124, русские инженеры внесли в исходную конструкцию более 800 изменений, чтобы машина с большей легкостью могла переносить непростые условия эксплуатации.

Автомобиль получил двигатель объемом 1198 см/3 и мощностью 62 л. с. и мог развивать скорость 140 км/ч. Изменения также включали замену задних дисковых тормозов алюминиевыми барабанными, более эффективными на грязных дорогах. От «родного» двигателя Fiat 124 отказались в пользу нового агрегата, также приобретенного у итальянского концерна.

Этот мотор имел современное верхнее расположение распределительного вала, но никогда не устанавливался на автомобили Fiat. Подвеску приподняли (подальше от русских дорог), кузов делали из более толстой стали.

Как следствие советский автомобиль весил 945 кг, на 90 кг больше итальянского. Первые модели комплектовались пусковой рукояткой, на случай, если в условиях сибирских морозов разрядится аккумулятор, хотя впоследствии от нее отказались.

Другим дополнительным устройством, призванным помочь водителю при низких температурах, был ручной топливный насос.

Первые экспортные машины 21 февраля 1971 г. отправились в Югославию. 30 июля того же года 32 экземпляра ВАЗ-2101 были направлены в Бельгию, Голландию и Финляндию.

Они проехали все эти три страны, демонстрируя себя и оценивая перспективность новых рынков сбыта.

На заводе решили, что поставляемым на экспорт ВАЗ-2101 необходимо новое наименование, и через журнал для автомобилистов «За рулем» был объявлен конкурс. В ответ пришли 1812 вариантов названия, включая «Аргамак», «Атаман», «Аврора», «Директивен», «Фиалка», «Гвоздика», «Искра», «Катюша», «Лада», «Луч», «Мадонна», «Мечта», «Мемориал», «Сокол», «Ново-рожец», «Руслан» и «Весна».

В сентябре 1971 г. выбор был сделан в пользу «Лады», и ВАЗ-2101 «Жигули» за границей приобрел известность как Lada 1200. Власти рассчитывали, что ВАЗ-2101 станет советским народным автомобилем и при своей относительно невысокой цене удовлетворит казавшийся ненасытным спрос населения на машины.

При этом инженеры и конструкторы сталкивались со множеством непредвиденных технических проблем, и с каждой новой моделью цена «Жигулей» неизменно повышалась. Как бы то ни было, задача насыщения рынка последовательно решалась — как посредством увеличения числа выпускаемых автомобилей, так и за счет расширения их гаммы, — и к концу десятилетия ВАЗу удалось сократить время ожидания покупателем нового автомобиля до года.

Производство универсала под индексом 2102 началось 27 апреля 1972 г. и продолжалось до 1986 г. Тогда же, в 1972 г., ВАЗ представил более мощную и комфортабельную версию «Жигулей» — ВАЗ-2103. Это была более престижная машина, но и более дорогая, чем базовый ВАЗ-2101.

Ее появление стало русским ответом на Fiat 124 Special, представленный в 1968 г., — Fiat согласился на выпуск ВАЗом более дорогой версии 2101 спустя четыре года после начала производства модели 124 Special. Двигатель объемом 1452 см/3 и мощностью 75 л. с. позволял автомобилю развивать скорость 150 км/ч. Двойные фары, вмонтированные в хромированную облицовку радиатора, и обилие других хромированных деталей в экстерьере дополнялись мягкими тканевыми вставками в обивке сидений, передними подголовниками и модернизированной приборной панелью с тахометром и часами.

Усиленная звукоизоляция делала продолжительную поездку на машине на удивление комфортной.

Линейка ВАЗ-2103 вскоре пополнилась версией с исходным двигателем ВАЗ-2101 объемом 1198 см/3, получившей обозначение ВАЗ-21035, и еще одной, ВАЗ-21033, с двигателем объемом 1294 см/3, позволявшим развивать скорость до 145 км/ч. Второй двигатель был заимствован у ВАЗ-21011 образца 1974 г., являвшегося развитием ВАЗ-2101, с более мощным, 67-сильным мотором и улучшенной системой вентиляции, включавшей вытяжные лючки на задних стойках крыши.

Кроме того, на ВАЗ-21011 простые горизонтальные планки радиаторной решетки были заменены более интересными прямоугольными ячейками, под облицовкой передней панели появились дополнительные воздухозаборники системы вентиляции салона. Появился и фонарь заднего хода.