Производство моделей с двигателем объемом 1198

В мае 1974 г. седан ВАЗ-2101 и универсал ВАЗ-2102 стали продаваться на британском рынке под маркой Lada 1200. Автомобили имели приемлемую цену: седан, например, стоил 979 фунтов. Их ценовыми конкурентами зачастую были меньшие по размеру машины устаревшей конструкции.

Hillman Imp стоимостью 966 фунтов впервые был представлен в 1963 г., Mini 1000 по цене 1002 фунта появился еще в 1959 г., Simca 1000LS стоимостью 970 фунтов и Renault 4 Deluxe за 1002 фунта впервые увидели свет в 1962 г., Citroen Ami Super, предлагавшийся за 1035 фунтов, по сути оставался прежним Citroen Ami 6 образца 1961 г., а родословная Volkswagen Beetle 1200 за 1010 фунтов и вовсе прослеживалась с 1939 г. Даже другие восточноевропейские производители предлагали за ту же цену менее оснащенные машины.

Низкие цены на автомобили из-за «железного занавеса» объяснялись либо тем, что их производители остро нуждались в твердой валюте, либо тем, что социалистическим странам была неведома инфляция. На Западе компанию вазовским машинам составляли русские же Moskvich 1500 за 785 фунтов, восточногерманские Wartburg Knight с 3-цилиндровым 2-тактным двигателем, продававшиеся по 811 фунтов, и чешские Skoda S110L по цене 931 фунт.

Интересно, что Fiat 124, послуживший прототипом при создании советской «Лады», по-прежнему предлагался британским покупателям за 1275 фунтов За эти деньги можно было купить такой же по размерам и такой же современный, как Lada 1200, автомобиль, например Hillman Hunter 1500, стоивший 1292 фунта и также появившийся в 1966 г. Новые «Лады» сразу же произвели хорошее впечатление.

По результатам первого дорожного геста журнал «Motor» написал, что «в своей ценовой категории «Лада» не знает себе равных». Отмечалось, что на фоне автомобилей, которые стоят на 200-300 фунтов дороже, «Лада» выглядит предпочтительнее и в части динамических характеристик, переключения передач, вместительности, удобства водительского места и обзора.

Что касется ее недостатков, то были отмечены лишь тяжелое рулевое управление, слабая приборная оснащенность, неуверенная работа непрогретого двигателя и убогость внутренней отделки.

Журнал «Autocar» без обиняков заключил: «В условиях неудержимого роста эксплуатационных расходов этот автомобиль заслуживает пристального внимания».

Как всегда практичный в своих оценках журнал Автомобильной ассоциации «Drive» писал: «Ни один другой автомобиль не предлагает за такие же деньги столь основательный кузовной и антикоррозийный инжиниринг, столь добротную механику и такое же серьезное вспомогательное оборудование. Оценить все достоинства этой машины позволит длительный тест-драйв.

Если вам импонируют такие качества, как надежная прочность и практичность, то вы сделаете выбор в пользу «Лады»». В течение 70-х годов представленная на британском рынке гамма автомобилей новой советской марки последовательно расширялась, так как их конкурентная цена все больше привлекала к ним внимание со стороны тех, кто хотел избежать риска, связанного с приобретением подержанной машины, и не мог угнаться за безостановочным ростом цен на британские и другие европейские автомобили.

Импортер «Satra» предлагал собственные уровни отделки, оснащая в своем центре в Йоркшире поставлявшиеся из Советского Союза машины дополнительным оборудованием, в том числе виниловой крышей и центральной консолью.

Летом 1976 г. начались продажи Lada 1500 (ВАЗ-2103), что привело «Лады» в новый, более конкурентный сектор рынка.

Цена в 1676 фунтов была сопоставима со стоимостью быстрого и стильного Hillman Avenger 1300 Deluxe, предлагавшегося за 1691 фунт, и спортивного вида переднеприводного итальянского Fiat 128 за 1699 фунтов. К тому моменту конкуренцию «Ладе» на ключевом для нее рынке большой массы металла за небольшие деньги составлял еще один связанный родственными узами с итальянским концерном автомобиль из соцстраны — поизводимый в Польше Polski Fiat 125Р с двигателем объемом 1481 см/3, цена которого составляла 1449 фунтов.

У этой машины был кузов Fiat 125 — общие с Fiat 124 двери и центральная часть, — ходовая более раннего Fiat 1500 с задней подвеской на листовых рессорах и верхнеклапанный двигатель. Журнал «What Саг?» параллельно протестировал оба автомобиля.

Более совершенная пружинная подвеска заднего моста «Лады» в сочетании с тягой Панара и двигателем с распределительным валом в головке блока цилиндров делали ее ход значительно мягче и тише.

Панель приборов польской машины выглядела примитивнее; горизонтальная шкала спидометра смотрелась архаично в сравнении с круглыми шкалами «Лады», у которой к тому же имелся тахометр. По итогам теста журнал делает заключение: «Хотя Lada 1500 дороже Polski Fiat, она же по всем параметрам лучше».

К концу 70-х годов уровень продаж автомобилей «Лада» в Великобритании устойчиво держался на уровне 10 тысяч машин в год.