Поспешное начало производства

Поспешное начало производства имело предсказуемые для не до конца проработанного проекта последствия. Хотя за два года, до октября 1948 г., удалось собрать 700 автомобилей, их качество было настолько низким, что по приказу сверху завод остановил выпуск этих машин.

Первые «Победы» поступили в распоряжение высокопоставленных чиновников, прежде пользовавшихся большими ЗИСами. Однако новые машины явно им уступали — и по внешнему виду, и по качеству исполнения.

Посыпались жалобы, язвительные стрелы полетели в адрес главного конструктора завода Андрея Липгарта, что было не совсем справедливо, так как именно Липгарт выступал против поспешного внедрения в производство новой модели, без полной готовности к этому и самого завода, и поставщиков комплектующих. Теперь ему предстояло устранять — и устранять быстро — недостатки, которые, если бы к нему прислушались с самого начала, возможно, никогда бы и не возникли.

Было у него и немало других проблем. Двигатель машины страдал от детонации, с трудом поддерживал скорость при езде в гору, задний мост работал чрезмерно шумно, неровности дороги отдавались на руле, ручки дверей ломались, лобовые стекла дребезжали, боковые выскакивали из пазов.

Кузов получился недостаточно прочным, в металле образовывались трещины.

В салон проникали пыль и вода, задние рессоры быстро проседали, краска тускнела, обдув лобового стекла предусмотрен не был, отопитель работал ненадежно.

Были, впрочем, и позитивные результаты: не поступило ни одной жалобы на отказ двигателя, он безболезненно переносил даже тяжелые условия эксплуатации на плохих дорогах. Из-за плохого качества «Побед» своего поста лишился директор завода.

Липгарт тоже ожидал санкций, но его взял под защиту министр Акопов, отвечавший за автомобильную промышленность, в том числе за подготовку нового правительственного автомобиля ГАЗ-12 и внедорожника ГАЗ-69. Завод остро нуждался в опытных специалистах, и потеря такого талантливого инженера, как Липгарт, была бы для него и для министерства поистине губительной.

В общей сложности в автомобиль пришлось внести 346 изменений, а в процесс производства включить две тысячи новых инструментов. Был разработан более современный карбюратор, передаточное число главной передачи увеличилось с 4,7 до 5,125. Эти технические усовершенствования позволили машине разгоняться до 50 км/ч за 12 секунд — вдвое быстрее прежнего.

Кроме того, теперь ее двигатель мог работать на низкокачественном топливе. Было сокращено число отдельных кузовных панелей, а сам кузов подвергся разносторонним испытаниям на прочность.

В итоге жесткость кузова «Победы» на скручивание получилась почти такой же, как у современного ВАЗ-2115 «Самара-2». Произведенные изменения наконец позволили ГАЗу наладить массовый выпуск по-настоящему качественного автомобиля.

Среди других новшеств, относящихся к этой машине, — установка более мощных задних рессор и новой системы отопления — важнейшего для советских автомобилистов компонента. На 5 см ниже стало заднее сиденье, сделано это было для того, чтобы советские офицеры, пользовавшиеся автомобилем в странах Западной Европы, могли оставаться в фуражке и, таким образом, достойно представлять Советский Союз в глазах придирчиво наблюдавших за ними представителей западного мира.

14 июня 1949 г. последние модификации «Победы» — два седана и кабриолет — въехали в Кремль.

Одновременно ГАЗ рассчитывал получить зеленый свет на производство нового, более крупного ГАЗ-12 ЗИМ. Осмотрев ЗИМ, Сталин сосредоточил свое внимание на «Победах».

Он поинтересовался, имеются ли на новых машинах печки и вентиляторы, а когда получил утвердительный ответ, якобы сказал, что теперь, по его мнению, «Победа» хороший автомобиль.

Еще одно испытание «Победа» прошла помимо воли создававших ее инженеров — испытание на способность противостоять ядерной атаке. Утром 29 августа 1949 г. в казахских степях Советский Союз взорвал свою первую атомную бомбу.

Чтобы оценить ее разрушительную силу, ученые разместили в радиусе 10 км от эпицентра взрыва различные конструкции и технику. Для этого использовали и десять «Побед» — их поставили с интервалом 500 метров, начиная с расстояния один километр от места взрыва.

Все десять были полностью уничтожены.

По иронии судьбы создатели бомбы были награждены за успешно выполненную работу новыми автомобилями: ведущие конструкторы бомбы получили ЗИС-110, а те, что рангом пониже, — «Победы».

Выпуск усовершенствованной «Победы» начался 1 ноября 1949 г. Под производство было отдано очень светлое, чистое и современное здание, в котором до той поры собирали авиационные двигатели. Там было установлено новое оборудование, включая сборочный конвейер длиной 450 метров.