Первый концепт-кар ЗАЗ

Первый концепт-кар ЗАЗ с передними ведущими колесами, разработанный самостоятельно инженерами предприятия, был создан в 1970 г., незадолго до создания вазовского экспериментального переднеприводного автомобиля. Это и был самый первый 3-дверный хэтчбек ЗАЗ-1102.

К тому времени Стешенко уже занял пост главного конструктора Запорожского автозавода.

В 1974 г. появился вариант автомобиля с кузовом седан, а в 1976-м — полноприводная версия хэтчбека с двигателем объемом 1,2 л. В 1975 г. МеМЗ приступил к разработке 4-цилиндрового мотора водяного охлаждения для нового автомобиля.

Дорожные испытания, однако, выявили в ЗАЗ-1102 немало конструктивных недостатков, которые требовалось устранить, прежде чем приступать к производству модели. Только в 1978 г., когда уже был готов прототип и все технические и дизайнерские проблемы были решены, завод получил официальное разрешение на проектирование и создание ЗАЗ-1102.

В том же году образцовый тольяттинский завод ВАЗ, в начале 70-х годов «попробовавший на зуб» концепцию переднего привода, официально приступил к работе над собственным проектом переднеприводного автомобиля.

То, что ЗАЗ был хэтчбеком, помогло заводу получить зеленый свет на создание собственной конструкции.

Согласно правительственным указаниям, чуть ли не все новые легковые автомобили, производимые АЗЛК, ВАЗом, ИЖем и ЗАЗом, должны были быть хэтчбеками, чем и объясняется сходство силуэтов новых моделей «Москвича», «Лады», ИЖа и ЗАЗа, появившихся в течение 80-х годов.

В 1978 г. несколько прототипов успешно прошли испытания в Сибири, что придало развитию проекта дополнительный импульс.

Руководство ЗАЗа планировало приступить к выпуску новых машин в 1981 г., однако официальное утверждение и машины, и ее двигателя последовало лишь годом позже (при этом новый двигатель водяного охлаждения завод подготовил в серию еще в 1979 г.). В итоге первые шесть «Таврии» были собраны в 1986 г., еще несколько в 1987-м, полномасштабное производство развернулось в 1988 г., а продажи на внутреннем рынке начались в 1989-м. Сначала отсрочки были вызваны появлением в 1981 г. обновленного Ford Fiesta.

Глава Минавто-прома Виктор Поляков хотел убедиться в том, что социалистический автомобиль не хуже капиталистического, и «Таврия» была подвергнута сравнительным испытаниям с участием не только Fiesta, но и нового Austin Mini Metro.

Потом в 1983 г. появились Fiat Uno и Peugeot 205, а в 1984-м — новый Renault 5. И всякий раз советские власти брали паузу, сравнивая новых конкурентов с ЗАЗом.

Казалось бы, все эти сравнения должны были обеспечить высокое качество «Таврии», однако на деле заводу приходилось играть в догонялки то с одним, то с другим западным производителем. В этой ситуации некоторые стали утверждать, что прежде работавший на ВАЗе Поляков намеренно тормозил работу над новой моделью ЗАЗа, чтобы упростить тольяттинской команде задачу разработки и запуска в производство переднеприводного ВАЗ-2108 «Самара».

Задержки с выпуском «Таврии» снижали вероятность того, что средства в твердой валюте, выделенные на оплату технической помощи западных моторостроительных компаний, будут отняты у ВАЗа, разрабатывавшего свой автомобиль, пользуясь содействием по крайней мере десятка западных фирм, включая «Porsche».