Новая «классика»

Страсть к коллекционированию и сохранению автомобилей, созданных после Второй мировой войны, начала формироваться в начале семидесятых годов. «Ветеран» (Veteran, модель, созданная до 1905 г.), «Эдвардиан» (Edwardian, модель, созданная до 1919 г.) и «Вентедж» (Vintage, модель, созданная до 1931 г.), описанные Британским автомобильным клубом спортивных машин «Вентедж», всегда было достаточно легко распределить по категориям, но к концу шестидесятых послевоенные легковые автомобили, обладавшие лучшими качествами, начали стареть.

Но и словосочетание «старинные машины» к ним мало подходило: красивые или роскошные, скоростные или обладающие изумительными техническими характеристиками, автомобили послевоенных лет вобрали в себя все лучшее, что могла создать довоенная автомобильная промышленность после 1945 года. «Молодые родословные» создавались и появлялись медленно, неторопливо, заполняя собой пробел между старинными и современными моделями, предназначенными для нового поколения энтузиастов.

Классические автомобили, — «АС Асе»-, iFerrari 166» и sjaguar С — Туре», вызывающие ностальгию по прошедшим временам, на них всегда был большой спрос и достаточно высокая цена. Гоночные автомобили, а особенно те, что отметили исторические вехи, являются пределом мечтаний всех коллекционеров.

Их стоимость на аукционах достигает баснословных размеров. Клубы владельцев одного типа автомобиля, называвшиеся по имени приглянувшегося им элитного спортивного любимца, такие, как «Ас-тон» и «Бентли», существовали уже долгое время, но это были элитные сообщества энтузиастов.

В то же время владельцы менее дорогих марок, почувствовали необходимость к объединению под одним знаменем.

Вот тут-то и начали, как грибы после дождя, возникать разнообразные объединения и союзы.

Традиционалисты долгое время жаловались на то, что современные машины «выглядят одинаковыми», однако в начале семидесятых годов, когда появление новых требований — по экологии и безопасности — начало вносить свои коррективы и сужать рамки конструкторской фантазии, у многих возникло неистребимое чувство, что легковые автомобили пережили свои лучшие времена.

Не удивительно, что старинные машины стали выглядеть привлекательнее новых.

Во-первых, их было много, стоили они недорого, были просты в управлении и ремонте, прекрасно подходили для езды на забитых транспортом улицах.

Попробуйте сесть за руль такого автомобиля — и вы сразу же ощутите себя личностью, подчеркнете свою индивидуальность.

Вы становитесь не очередным владельцем безликой жестянки, каких великое множество снует в бесконечном потоке автомобилей и теряется среди них из-за своей безликости.

За рулем старинной модели вы уже неординарная личность, а не просто какой-нибудь Смит, увлеченный конкуренцией со своей соседом Джонсом, равняться на которого вас призывает реклама. И тогда в 1973 году наступил благословенный момент — в Великобритании был запущен в продажу журнал «Классические автомобили».

Высокие цены, которых достигают на аукционах высококачественные «классики», напрямую влияют на поддержку автомобильной промышленности.

Название «классический», что называется, хорошо «прилипло», оказалось емким термином для чего-то неясного, расплывчатого, того, что только примерно через двадцать лет переросло из эксцентричного времяпрепровождения в индустрию с оборотом в миллионы фунтов. Прошло еще десять лет, не давших ничего значительного.

Но в период 1982-1983 годов природа хобби начала разительно меняться. Очень медленно, прямо под самым носом истинных энтузиастов, столпы рынка ухватились за простую мысль, ранее уже озарившую умы инвесторов — модели расцвета автомобилестроения, оказывается, могут стать как отличным противоядием против инфляции, так и прекрасным, очень прибыльным, средством вложения капитала.

Конкуренция особенно и внезапно ожесточилась после того, когда на европейский рынок хлынули американские искатели первоклассных коллекционных машин.

Дилеры классических автомобилей хорошо преуспевали в 1980-х годах, когда цены на «классики» выходили из-под контроля. Сначала на аукционах начали появляться сверкающие позолотой довоенные экземпляры -«Бентли» (Bentley), «Бугатти» (Bugatti) и так далее, но уже через пять лет, после активной рекламы, в ход пошли автомобили образца пяти десятых, шестидесятых и семидесятых годов класса «супер».

Некогда вполне доступные «Феррари» (Ferrari), «Астоны» (Aston), «Ягуар ХК» (Jaguar ХК) класса Е (Jaguar Е-Туре) (высшего класса) вдруг сделались «инвестиционными» моделями, слишком дорогими и даже драгоценными для езды (хотя в этом-то и состоит главное назначение любого автомобиля). Надрывалась реклама.

В аукционные салоны вкатывали все большее и большее число престижных машин. Неимоверно вырос тираж журналов, предлагающих классические автомобили.

Так, незаметное хобби небольшого числа энтузиастов превратилось в безобразную склоку, в основе которой лежала страсть к наживе. Многие вдруг обнаружили, что являются обладателями машин громадной стоимости, машин, на которых просто невозможно ездить.

К счастью, любой бум непродолжителен. В 1989 году последовал резкий спад рекламной деятельности, и спрос на «классические» автомобили немедленно упал.