«Москвич-408»

«Москвич-408» получил абсолютно новый, угловатый и лаконичный по дизайну 4-дверный кузов типа седан с лобовым и задним стеклом большой площади, откидывающимся вперед капотом, скошенными назад колесными арками и небольшими «плавниками» на задних крыльях. Диаметр колес составлял 13 дюймов.

Колесная база увеличилась. Тормоза стали саморегулирующимися, хотя и по-прежнему барабанными на всех колесах.

Обогрев салона стал эффективнее, в состав электрооборудования вошел генератор переменного тока.

Двигатель объемом 1358 см1 развивал мощность 50 л. с. Важное новшество: впервые в качестве опции предлагалась установка ремней безопасности — они были протестированы во Франции.

Машина развивала скорость до 130 км/ч — больше, чем у ГАЗ-М21 «Волга» 20 августа 1966 г. с конвейера МЗМА сошел 100-тысячный «Москвич-408», а менее чем через год, 18 мая 1967 г., с конвейера завода сошел миллионный автомобиль марки «Москвич».

В середине декабря 1966 г. были построены первые 3-дверные фургоны, получившие обозначение «Москвич-433». На первых экземплярах за сиденьями имелась перегородка до крыши, снабженная маленьким окошком, однако вскоре ее высоту уменьшили вдвое, что позволяло водителю дотянуться до груза прямо из кабины.

Задняя дверь была двустворчатой: нижняя створка опускалась, а верхняя поднималась.

За фургоном в марте 1967 г. последовал 5-дверный «Москвич-426» с кузовом универсал.

В конструкции этих двух автомобилей были некоторые существенные отличия, например у фургонов задняя часть кузова за боковыми дверями была цельноштампованной.

В числе их общих элементов — усиленные задние рессоры.

В 1964 г. конструкторы МЗМА разработали интересный 2-дверный кабриолет «Москвич-408-Турист» со съемной металлической крышей, выполненной в стиле фастбек, и с преимущественно алюминиевыми кузовными панелями. Однако было создано только 2 прототипа этой машины, в том числе оснащенный системой впрыска топлива.

К сожалению, ни один экземпляр этого весьма элегантного автомобиля не сохранился.

В Британии «Москвич-408» с правосторонним рулем был представлен в 1965 г. на октябрьском мотор-шоу в «Эрлз-Корте». Оцененный в 667 фунтов, он становился прямым конкурентом таких автомобилей, как Hillman Minx Deluxe с двигателем объемом 1725 см/3 (660 фунтов), Vauxhall Victor 101 с двигателем 1595 см/3 (690 фунтов) и Ford Cortina Deluxe с двигателем 1198 см/3 (668 фунтов).

В августе 1966 г, эксперты журнала «Motor» провели дорожные испытания «Москвича» и заявили, что «это парадоксальный автомобиль: его общая конструкция хороша, однако пренебрежение такими вещами, как вибрация и шум в коробке передач, плюс тугая педаль тормоза и медленный разгон лишают «борщ сметаны»».

Впрочем, они отметили и комфортабельные сиденья, и относительно легкое и точное рулевое колесо, и хорошую управляемость.

По своим ходовым характеристикам «Москвич» уверенно обошел все другие автомобили, отобранные журналом для представления сравнительных таблиц.

В том же номере «Motor» приводит интервью с гордым и удовлетворенным своим автомобилем владельцем универсала ГАЗ-М22 «Волга», всячески превозносившим комфортабельность своей машины, ее способность перевозить большие грузы и без проблем передвигаться по плохим дорогам. Однако в октябре 1967 г. и ГАЗ-М21 «Волга», и ее версия с кузовом универсал исчезли с британского рынка, поскольку конкуренты предложили покупателям гораздо более современные машины, такие, как Vauxhall Cresta PC и большой Ford Zephyr Mark 4, обе в большей степени соответствовавшие вкусам чутких к веяниям моды и амбициозных менеджеров среднего звена.

Однако теперь к седану «Москвич-408» присоединился универсал «Москвич-426», который при цене 647 фунтов стал чрезвычайно привлекательным выбором на фоне продававшегося по той же цене, но меньшего по размерам Austin А40 Countryman, имевшего лишь 3 двери и более скромный внутренний объем. «Москвич» продолжал завоевывать позиции на британском рынке: в 1969 г. объем его продаж вырос по отношению к предшествующему году на 70%, В принципе он хорошо продавался во всей Европе, особенно в Финляндии и Норвегии.

В 1968 г. 55% выпущенных МЗМА «Москвичей» шли на экспорт, хотя на внутреннем рынке спрос на них был далеко не удовлетворен.

К началу 70-х они продавались более чем в 70 странах, включая такие далекие и экзотические, как Кувейт и Эквадор.