Миллионный ЗАЗ

В 1972 г. ЗАЗ-966 несколько изменил внешность и был переименован в ЗАЗ-968. Отличить его от прежней модификации можно было по измененной облицовке передней части кузова, усовершенствованным задним фонарям, отсутствию подобия решетки в воздухозаборниках и более широким шинам. Выпускались также версии для водителей-инвалидов — ЗАЗ-968Б для людей без обеих ног, ЗАЗ-968Б2 для водителей без одной ноги и ЗАЗ-968П для тех, у кого была только одна нога и одна рука. Выпуск инвалидных машин начался в январе 1973 г. В конце 1974 г. завод приступил к сборке ЗАЗ-968А в более дорогом исполнении, эти машины выпускались параллельно с базовой моделью до середины 1979 г. ЗАЗ-968А имел усовершенствованную тормозную систему, более высокий уровень пассивной безопасности (благодаря появлению ремней безопасности и энергопоглощающей рулевой колонки).

Внутри салона стало меньше хрома и больше пластика, новая пластиковая панель приборов заменила стандартную металлическую.

Вместо прежних сидений появились сиденья, заимствованные у «Жигулей» ВАЗ-2101. На экспортный ЗАЗ-968Э устанавливались фары, соответствовавшие международным стандартам безопасности, лобовое стекло типа триплекс, декоративная окантовка лобового стекла и замок блокировки рулевой колонки.

Обычно ЗАЗ-968 экспортировался под названием «Запорожец» и преимущественно в социалистические страны.

В сентябре 1974 г. был собран миллионный двигатель МеМЗ, а в октябре того же года мотору МеМЗ-968 был присвоен Знак качества СССР. В октябре следующего, 1975 г. Мелитопольский завод вошел в состав образованной холдинговой группы (объединения) АвтоЗАЗ, включавшей ЗАЗ, Ильичевский завод автозапчастей и ряд других автосборочных предприятий Луцка и Херсона.

По сути, АвтоЗАЗ превратился в сугубо украинскую автомобильную корпорацию.

Миллионный ЗАЗ сошел со сборочной линии завода в январе 1976 г. В 1979 г. ЗАЗ-968 был подвергнут наиболее радикальной модернизации и превратился в ЗАЗ-968М.

Исчезли «уши» воздухозаборников, другими стали сигнальные фонари, в частности, сзади были установлены световые блоки прямоугольной формы.

Первые прототипы ЗАЗ-968М появились еще осенью 1977 г. и имели оригинальной формы блоки задних фонарей. Однако на серийных машинах они были не овальными, а более традиционными прямоугольными.

В числе других нововведений — двухконтурная тормозная система с дисковыми тормозами передних колес и черные матовые элементы отделки, заменившие прежние хромированные.

ЗАЗ-968М оснащался тремя моделями двигателей: МеМЗ-968Е мощностью 40 л. с, благодаря базовому карбюратору и низкой степени сжатия способным работать на бензине с октановым числом 76; МеМЗ-968ГЕ, развивавшим за счет двухкамерного карбюратора мощность 45 л. с, и МеМЗ-968БЕ мощностью 50 л. с, потреблявшим «ч93-й бензин. Двигатель БЕ отличался от ГЕ более высокой степенью сжатия — 8,4, которая достигалась за счет изменений в конструкции головки блока цилиндров.

Традиционно модельный ряд ЗАЗ включал автомобили, адаптированные под нужды водителей-инвалидов.

В таком виде «Запорожец» производился до 1 июля 1994 г., в том числе параллельно с более современной переднеприводной «Таврией», появившейся в конце 80-х годов, и прекратил выпускаться только с распадом Советского Союза, не выдержав конкуренции со стороны подержанных западных автомобилей, продававшихся по той же цене. Существовали планы оснащения ЗАЗ-968М двигателями объемом 1300 и 1400 см/3, но им не суждено было сбыться.