«ЛАДА-НИВА» ХОТЬ В ДЕРЕВНЮ, ХОТЬ В СИБИРЬ

Вернемся на берега Волги, где ВАЗ готовил к производству свой самый узнаваемый автомобиль. Хотя успешный ВАЗ-2101 и производные от него модели увеличили число автовладельцев по всему Советскому Союзу, даже выносливые «Жигули» не могли удовлетворить все сегменты рынка в стране, где на обширных территориях нет вовсе никаких дорог Выход был один — создать автомобиль, способный проехать везде и при этом достаточно привлекательный, чтобы у людей не пропадало желание ездить на нем и по городу.

В 1970 г. единственными внедорожниками, соответствовавшими этим требованиям, были Range Rover и американский Jeep Cherolcee.

Даже Toyota Land Cruiser недалеко ушла от сугубо утилитарного Land Rover. Производившийся по другую сторону «железного занавеса» УАЗ предназначался для нужд военных.

Между тем назрела необходимость в гражданском автомобиле повышенной проходимости, который был бы не сложнее и не дороже в эксплуатации, чем компактный легковой автомобиль.

Работа над проектом автомобиля, позже известного как «Лада-Нива», началась в Тольятти в 1971 г. силами заводских конструкторов под руководством Владимира Соловьева и Валерия Семушкина.

У самых же его истоков стоял ИЖ-14, замечательный автомобиль с коротким шасси, минимальными свесами, большими колесами и большим дорожным просветом, который тем не менее был скорее легковым автомобилем, чем джипом.

Машина обладала феноменальными вездеходными качествами и уникальной раздаточной коробкой, позволявшей водителю выбирать любой тип привода: задний, передний или полный. Однако, поскольку в плановой советской экономике ижевскому заводу отводилась роль производителя легковых автомобилей, а не внедорожников, ИЖ-14 так и остался лишь прототипом.

Специалисты ВАЗа внимательно изучили конструкцию необычного автомобиля и немало заимствовали у своих удмуртских коллег, что очевидно.