Конструкция «Таврии»

ЗАЗ же разрабатывал свою машину практически без всякой посторонней помощи. Только схема карданного вала была получена из-за границы — благодаря любезности британской компании GKN. Конструкция «Таврии» получилась зрелой и основательной, сочетала в себе все качества сверхмалого автомобиля — экономичность, компактность, практичность кузова хэтчбек, — и к тому же соответствовала местным условиям эксплуатации, предлагая потребителям большой дорожный просвет и простоту ухода и обслуживания. На машине стоял специально для нее спроектированный 4-цилиндровый двигатель МеМЗ-245 объемом 1091 см/3 с верхним расположением распределительного вала.

Она имела 5-ступенчатую коробку передач, дисковые тормоза передних колес, электронное зажигание и 3-дверный кузов типа хэтчбек с энергопоглоща-ющими бамперами.

В передней подвеске были установлены стойки Макферсона. 50-сильный двигатель обладал достаточной мощностью, чтобы машина с ее аэродинамическим кузовом (коэффициент сопротивления воздуха 0,37) могла развивать скорость 145 км/ч. Существовала также модификация ЗАЗ-1132, с уменьшенной степенью сжатия, способная работать на низкооктановом 76-м бензине.

В 1988 г., словно чтобы подогреть ситуацию, появились слухи о существовании мощной раллийной версии с 16-клапанным наддувным двигателем мощностью 180 л. с, производным от мотора ВАЗ-2106. Демонстрировались даже снимки этой машины, однако маловероятно, что она когда-либо участвовала в реальных соревнованиях, В 1988 г. «Таврии» стали участницами рекламного пробега, организованного для демонстрации новых изделий советской автомобильной промышленности.

Маршрут этого испытания на выносливость протяженностью 13 тыс. км начинался в Риге и заканчивался в Петропавловске-Камчатском.

Двум запорожским автомобилям за все время пути лишь пришлось воспользоваться запасным комплектом амортизаторов. С началом производства «Таврия» немедленно столкнулась с теми же проблемами, что и ее предшественники ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968. Спрос на этот один из самых дешевых на советском рынке автомобилей (его цена была эквивалента 5 тысячам долларов) был колоссальным, и производственные.

мощности завода оказались не в состоянии его удовлетворить. Советское правительство, установив цену на эту машину, как делало в отношении каждого советского автомобиля, даже в ситуации значительного превышения спроса над предложением сохраняло ее на первоначальном, сравнительно низком уровне, еще больше подогревая спрос.

Желавшие стать владельцами «Таврии» записывались в очереди (существовавшие для всех советских машин) и дожидались своего часа. За первые несколько лет в Советском Союзе было продано 150 тысяч «Таврий», а в июне 1989 г. завод выпустил свой 3-миллионный автомобиль.

В целом же с начала выпуска объем производства ЗАЗ-1102 снизился со 167 495 машин в 1987 г., когда в гамме продукции доминировал ЗАЗ-968М, до 138 700 в 1989 г., когда на производственных линиях одновременно стали собирать и новую модель.

Машина была легка в управлении, с более острыми, чем у ВАЗ-2108, реакциями и высокой чувствительностью к работе рулем (кто-то даже скажет, что она была несколько нервной). Управление безопасное, с некоторой тенденцией к недостаточной маневренности, а при прохождении поворотов на высокой скорости мог отмечаться снос задней части.

Двигатель объемом 1,1 л тянул неплохо, хотя часть его мощности съедал странный подбор передаточных соотношений.

Очень низкая первая передача годилась только для того, чтобы тронуться с места, что помогало компенсировать недостаточный крутящий момент.

Для поддержания ускорения необходимо было быстрое переключение на вторую.

Пятая в действительности была повышающей, довольно высокой была и четвертая — для получения хорошего ускорения необходимо было переключаться назад, на третью.

Но и при этом управлять машиной, обладавшей безусловным характером, было интересно.

К сожалению, контроль качества не относился к сильным сторонам производства, так что качество машин Запорожского автозавода было величиной переменной.

В Восточной Германии их характеризовали как «последнюю месть Сталина», что не совсем справедливо, так как хорошо собранный ЗАЗ был все-таки надежной и прочной машиной. Ранние «Таврии» страдали от многих болезней роста, с которыми в отсутствие заводских программ доработки и доводки владельцам приходилось справляться самостоятельно.