КОММУНИЗМ

И вот стоило выпустить «капиталистического джинна» из бутылки, и коммунистическая система потерпела крах — ей не удалось совместить несовместимое. В 1991 г. Союз Советских Социалистических Республик распался, надорвавшись экономически в гонке вооружений с Америкой и ее западными союзниками и потерпев поражение в социальной сфере, поблекнув на фоне ярких огней лондонской и нью-йоркской рекламы, сулившей буквально все и каждому.

На смену пусть и инертной, но хорошо организованной советской системе пришел неистовый, неурегулированный, неуправляемый свободный рынок, полная противоположность тому, что было в предшествующие 74 года.

Общество, жившее по четко структурированному, организованному распорядку, практически в одночасье скатилось к анархии, условиям, в которых выживает сильнейший.

На большинство людей обрушились тяготы, от которых в свое время их избавил коммунизм.

Что касается советской автомобильной промышленности, то ей после стабильного и благополучного развития, после стабильных заказов, обеспеченных ограниченным числом крупных покупателей, пришлось не на жизнь, а на смерть бороться с мультинациональными компаниями, имевшими долгий и нелегкий опыт работы в условиях свободного рынка, когда не министерские плановики, а переменчивые вкусы тысяч потребителей определяют, какие машины выпускать, когда, чьими руками и для кого.

Тем не менее и почти два десятилетия спустя после распада Советского Союза его машины остаются в числе наиболее востребованных в посткоммунистической России, хотя, как это ни печально, дни их сочтены в значительной степени ввиду признания российским правительством западных требований к автомобилям.

Проектировавшиеся и выпускавшиеся в Советском Союзе легковые машины уникальны по причине уникальности их истории. Они создавались для выполнения конкретной социальной функции, несли определенную политическую нагрузку, порой создавались с учетом потребностей военных и эксплуатировались в стране, где дорогой для них нередко становилась 500-километровая колея в открытой всем ветрам степи.

Советские автомобили, возможно, не обладают харизмой Mercedes, Jaguar и Ferrari, не столь известны, как Volkswagen, Renault или Toyota, и не пользуются повсеместной любовью, какую снискали MG, Alfa Romeo и Land Rover, но они — такая же значимая часть всемирной автомобильной истории, как и все эти прославленные бренды. Потому очень важно внимательно рассмотреть их именно сейчас, пока о них еще помнят и пока они окончательно не исчезли.