КамАЗ

Советские власти возлагали на «Оку» большие надежды. Выпускать машину предполагалось на гигантском промышленном комплексе в Елабуге, и это должно было положить конец хроническому дефициту автомобилей в стране.

Однако от планов строительства огромного нового завода отказались без объяснения причин.

Оглядываясь назад, можно с большой долей уверенности предположить, что главной тому причиной стала нехватка ресурсов на закате советской эры, когда деньги находились только на самые неотложные инвестиции в экономику. В итоге производством машины занялись уже действовавшие предприятия.

Часть создавалась ВАЗом в Тольятти, часть в Серпухове, часть, после специально принятого в июне 1985 г. решения, в Татарстане, на заводе грузовых автомобилей КамАЗ в Набережных Челнах. КамАЗ можно назвать в числе самых значительных достижений Советского Союза в области автомобилестроения.

Построенный с нуля, он стал одним из крупнейших в мире производителей большегрузных автомобилей и двигателей к ним. Возведение предприятия началось в 1969 г., а первые грузовики были собраны на нем в феврале 1976 г. С тех пор КамАЗ выпустил более 1,7 млн грузовых автомобилей и 2,3 млн двигателей. Завод остается в десятке крупнейших мировых производителей грузовых автомобилей, предлагая самую широкую их гамму грузоподъемностью от 16 до 32 т. На Западе же он известен главным образом благодаря регулярному появлению его водителей на высшей ступени финишного подиума ралли Париж-Дакар как победителей в классе грузовых автомобилей.

Производство автомобилей «Ока» началось на КамАЗе 6 ноября 1987 г., а тысячная машина покинула производственную линию в марте 1990-го. Завод СеАЗ выпустил свою первую «Оку» в 1989 г., после полного переоборудования. Тогда же он был официально включен в состав группы предприятий ВАЗа.

В Тольятти модель начали выпускать в 1986 г. «Ока» составляла лишь малую толику в объеме производства ВАЗа, и в общей сложности в период с 1986 по 1995 г. в Тольятти было собрано лишь 20 тысяч этих машин. Руководство ВАЗа считало их производство неприбыльным для предприятия, и в 1995 г. оборудование по производству «Оки» было демонтировано и отправлено на СеАЗ, который вместе с КамАЗом и вошел с этой маленькой машиной в XXI век. Продажа «Оки» оставалась прерогативой ВАЗа, но и КамАЗ занимался ее реализацией, украшая собственной эмблемой.

Совершенствованием «Оки» в советские годы занимались мало, хотя еще в начале ее производства на базе мотора ВАЗ-2108 был разработан 3-цилиндровый двигатель объемом 820 см/3 и. мощностью 40 л. с. В 1988 г. он был установлен на прототип ВАЗ-1121, проектировавшийся с прицелом на зарубежные рынки и способный развивать скорость 140 км/ч. Таким же двигателем был оснащен прототип внедорожника.

И все же серийно новый агрегат так и не выпускался, и «Ока» вплоть до 1996 г. довольствовалась своими первоначальными 649 см/3 рабочего объема.

Максимальная скорость машины с 2-цилиндровым двигателем мощностью 29 л. с. составляла 120 км/ч, зато расход топлива находился на весьма экономичном уровне 6,4 л на 100 км пробега. Перед-неприводный автомобиль имел 4-ступенчатую коробку передач.

Подвеска передних колес на стойках Макферсона, задняя — пружинная.

«Оку» отличала простота использования при весьма современной конструкции. Впрочем, панель приборов досталась ей по наследству от «Жигулей» первой модели, то есть была практически идентична той, что появилась вместе с Fiat 124 еще в 1966 г., и своей прямоугольной формой и архаичной графикой скорее портила общее впечатление.

Многие узлы были общими с другими советскими автомобилями, и это облегчало владельцам задачу поиска запчастей.

Двигатель, как половинка мотора ВАЗ-2108, имел общие с ним детали, в частности поршни.