История «Волги»

История «Волги» началась в начале 50-х годов, противостояние в холодной войне принимало тогда поистине угрожающий характер. Осенью 1953 г., когда сенатор Джозеф Маккарти охотился на коммунистов — они мерещились ему повсюду: в американской армии, в Голливуде и чуть ли не под собственной кроватью, — конструкторы ГАЗа делали первые наброски будущей «Волги». Сталин умер, и теперь его наследники, встав у руля власти, вели страну к новым целям.

Главный конструктор Александр Невзоров получил от правительства карт-бланш на проектирование автомобиля, который составил бы конкуренцию продукции американской автоиндустрии. В ноябре 1953 г. Невзоров и дизайнер Лев Еремеев приступили к работе.

В качестве подспорья завод приобрел американские Chevrolet Bel Air, Ford Customline и Plymouth Savoy. В результате конструкция автомобиля получилась совершенно оригинальной, но в его облике все же отчетливо видны черты Ford Customline.

Первый рабочий прототип машины, уже получившей индекс М21, был готов в 1954 г. Его 4-цилиндровый 4-тактный двигатель с верхним расположением клапанов имел верхний распределительный вал с шестеренчатым приводом и полусферические камеры сгорания. Была разработана даже головка блока с оппозитными каналами впуска и выпуска.

Однако, поскольку на доводку нового мотора требовалось время, автомобиль первоначально оснащался расточенным нижнеклапанным двигателем «Победы» объемом 2432 см/3, мощность которого была доведена до 65 л. с. Были подготовлены две трехступенчатые коробки передач, автоматическая и механическая.

Автомобиль имел независимую переднюю подвеску, тогда как ведущий задний мост покоился на продольных полуэллиптических рессорах. Кроме того, машина была оснащена четырьмя рычажными амортизаторами.

Остановились на шинах 6.70-15. Конструкторы подготовили прототипы трех видов: стандартной модели (ГАЗ-М21Г), модификации для эксплуатации в условиях тропиков (ГАЗ-М21ГЮ) и такси (ГАЗ-М21Б).

В мае 1955 г. «Волга» была представлена публике в рамках испытательного пробега по маршруту Москва — Крым и обратно. Два из трех участвовавших в пробеге автомобилей были оснащены автоматическими коробками передач.

В 10 км от Симферополя на территории одного из совхозов была подготовлена испытательная трасса, которую советский журнал «Огонек» в июле 1955 г. охарактеризовал как раскисшую проселочную дорогу: «Странно было видеть, как красивый автомобиль, созданный для высоких скоростей, преодолевает глубокую грязь.

Выбрасывая из-под колес фонтаны брызг, он перелетал через канавы, выкарабкивался из песчаных ловушек.

«Волга» явно превосходила в способностях свою предшественницу». Хотя советское правительство с гордостью отмечало, что с момента создания концепции «Волги» до появления работоспособного автомобиля прошло всего два года, в действительности по истечении этого срока машина еще далеко не созрела до массового производства.

В 1956 г., который официально считается годом начала ее выпуска, было собрано только 5 автомобилей, и первые 3 сошли со сборочной линии 10 октября. На всех этих машинах стояли нижнеклапанные двигатели.

По американским меркам «Волга», длина которой составляла 4,83 метра, была маленьким автомобилем. Однако она вмещала 6 взрослых людей и у европейцев считалась крупногабаритной машиной, прочно занимая место в верхнем сегменте автомобилей среднего класса.

Спинка переднего дивана «Волги» опускалась до уровня заднего сиденья, так что получалось удобное спальное место. Машина была оборудована трех-диапазонным радиоприемником и большими электрическими часами.

Блоки задних фонарей включали лампы торможения и поворота.

Имелись также отдельный фонарь заднего хода в собственной хромированной окантовке и длинный хромированный молдинг по оси крышки капота, который венчал главный декоративный элемент — известный газовский олень, он же символ Нижнего Новгорода. «Волга» была неплохим автомобилем и по своим аэродинамическим характеристикам, особенно если учитывать, что в 50-х годах аэродинамический автомобильный дизайн переживал пору младенчества.

Коэффициент аэродинамического сопротивления машины составлял всего 0,42. В варианте такси передний диван заменялся на два отдельных кресла, отсутствовал прикуриватель, вместо радиоприемника устанавливался таксометр.

На всех версиях имелась большая круглая табличка с надписью «Сделано в СССР».

В 1957 г. со всего Советского Союза в Москву съезжались люди на празднование юбилея социалистической революции.

Это событие было также отмечено началом полномасштабного производства «Волги» ГАЗ-М21. Теперь каждый советский гражданин, которому удалось скопить 5400 рублей, мог — по крайней мере теоретически — встать в очередь на приобретение нового автомобиля, хотя многие из выпущенных машин поступали в распоряжение государственных ведомств и организаций.

Внутреннее содержание «Волги» образца 1957 г., впоследствии известной как ГАЗ-21 первой серии, значительно отличалось от начинки автомобиля, представленного прессе в 1955 г. Последний был оснащен совершенно новым 4-цилиндровым верхнеклапанным двигателем объемом 2445 см/3, с выпуска которого в 1956 г. начал свою работу Заволжский моторный завод (ЗМЗ), созданный как филиал ГАЗа, Двигатель-новинка имел шестеренчатый привод распределительного вала, блок цилиндров и его головка были выполнены из алюминиевого сплава. Цилиндры имели мокрые гильзы.

При степени сжатия 6,6 двигатель развивал мощность 70 л. с. при 4000 об/мин и крутящий момент 167 Нм при 2200 об/мин. Впервые массовый советский автомобиль был оснащен автоматической трансмиссией, состоявшей из гидротрансформатора и 3-ступенчатой коробки передач.

Впрочем, вскоре производство автоматической коробки было прекращено: она была слишком сложна для самостоятельного обслуживания средним советским автолюбителем (тогда станций техобслуживания в Советском Союзе почти не было), и немногие автомеханики имели достаточную квалификацию для работы с ними, к тому же в стране ощущался острый дефицит необходимых масел. Кроме того, уровень производства на ГАЗе в тот период был недостаточно высоким для массового изготовления автоматических коробок передач.

Водители 700 выпущенных машин с «автоматом» были не слишком довольны их работой, и с 1958 г. 3-ступенчатая механическая коробка (с синхронизаторами только на двух верхних передачах) стала единственным вариантом трансмиссии.

Тем не менее работа над автоматической коробкой не пропала даром: «Чайка» ГАЗ-13 оснащалась «автоматом», разработанным и производившимся с учетом уроков, полученных при изготовлении трансмиссии для первых ГАЗ-М21. «Чайку», однако, изначально предполагалось выпускать малыми сериями и обслуживать силами специально подготовленных механиков, имевших в своем распоряжении все необходимые импортные трансмиссионные масла.