Интерьер автомобиля

Среди других нововведений — предлагавшаяся в виде опции система омывания и очистки фар (впервые на советском автомобиле), стандартное многослойное лобовое стекло, черная удобная ручка рычага переключения передач и руль уменьшенного диаметра (380 мм) с травмобезопасной накладкой в центре. При выключенных фарах стоп-сигналы и указатели поворота светили ярче, чем при включенных, чтобы в темное время суток не слепить других водителей.

В стандартную комплектацию вошла и аварийная световая сигнализация. После проведенных, в том числе во Франции, тестов «Москвич» мог проставлять на своих машинах международно признанный европейский знак безопасности в виде литеры «Е». Интерьер автомобиля был полностью обновлен с установкой большего по размерам заднего сиденья и более высоких спинок передних сидений.

Кроме того, передние сиденья сделали глубже, так что они хорошо удерживали корпус водителя и переднего пассажира на крутых поворотах.

Обивка стала двух типов: из перфорированного винила и мягкой ткани. Что касается ее цветовых комбинаций, то такое разнообразие завод предлагал впервые: полностью черная, темно-серая с черным, контрастирующие красные и желто-коричневые тона.

Видоизмененная панель приборов была полностью облицована энерго-поглощающим материалом черного или бежевого цвета, хотя набор приборов остался таким же, что и установленный в начале 1975 г. на моделях 408 и 412. В число приоритетов для конструкторов входило снижение уровня шума.

Для этого они решили установить новую, 3-ступенчатую систему выпуска выхлопных газов, а кузов и моторный отсек выстлать специальным звукопоглощающим материалом. Новые машины имели также улучшенную систему вентиляции и располагали рядом дополнительных переключателей.

Хотя официально временем начала производства «Москвича-2140» и родственной ему модели 2138 считается декабрь 1975 г., а неформально их выпуск начался в январе 1976 г., в реальности все было сложнее.

Первыми с производственной линии сошли автомобили с кузовом «Москвича-412», дополненным задними крыльями, крышкой багажника и задней панелью модели 2140.

Затем пошли машины с обновленной передней частью, но со старыми дверями модели 412. Наконец, в первой половине 1976 г. из ворот завода стали выходить полностью укомплектованные «Москвичи-2140» и «Москвичи-2138».

Гибридные версии были немногочисленны и сегодня представляют интерес для коллекционеров, так как не являются, как полагают некоторые, «самоделками».

Обновление затронуло весь модельный ряд. Машины с кузовом универсал и двигателями объемом 1360 и 1478 см/3 получили обозначения, соответственно, 2136 и 2137. Универсалы всегда производились в значительно меньших количествах, чем седаны, так как традиционно не пользовались у советских автомобилистов популярностью.

Модель 2136 выпускалась всего год и в 1977 г. была снята с производства.

Фургон с двигателем объемом 1360 см/3 именовался «Москвичом-2733», а с двигателем 1478 см/3 — «Москвичом-2734». Было собрано и небольшое число «помолодевших» пикапов: 27 334 с двигателем объемом 1358 см/3 и 27 344 с более мощным мотором объемом 1478 см/3. Но и этот чахлый источник вскоре иссяк, что открыло для ижевского завода широкую перспективу монопольного насыщения советского рынка компактными пикапами (см. с. 182). К началу 80-х АЗЛК отказался также от производства фургонов — главным образом ради удовлетворения внутреннего спроса на свои легковые автомобили.

Пикапы предыдущей серии, заявленные к продаже в 1975 г., стали последними новыми «Москвичами», предлагавшимися британским покупателям.

Они же были единственными импортировавшимися в Британию автомобилями этой марки, снабженными обновленной панелью приборов — с круглыми тубусами. Сколько их было продано в действительности, неизвестно.

В январе 1976 г. появились модификации 21381 и 21401, предназначенные для медицинских учреждений. В октябре 1978 г. «Москвич» представил автомобиль с индексом 21406, спроектированный с расчетом эксплуатации в сельской местности.

Машина оснащалась 68-сильным двигателем объемом 1478 см/3, с низкой степенью сжатия, способным работать на 76-м бензине, а также барабанными тормозами передних колес, усиленными задними рессорами и шинами с универсальным рисунком протектора. Небольшое количество стандартных «Москвичей-2140», получивших обозначение 2140Д, также было оснащено двигателями мощностью 69 л. с, а в варианте, приспособленном для водителей-инвалидов, впервые представленном в ноябре 1979 г., эти автомобили получили индекс 21403.

Существовала даже версия с правым рулем — «Москвич-21402». В принципе гамма модернизированных «Москвичей» была слишком мала и появилась слишком поздно.

Остальные страны, включая Советский Союз, ушли далеко вперед. Хотя в декабре 1977 г. был изготовлен миллионный экспортный «Москвич», поток этих машин за пределы Восточного блока иссяк, особенно когда местные импортеры переключили свое внимание на гораздо более перспективные «Лады».

Бельгия стала одним из последних западных рынков для традиционных заднеприводных «Москвичей».

«Москвич-2138» был известен там как Scaldia 1300, а «Москвич-2140» — как Scaldia 1500. В течение еще какого-то времени «Москвичи» достаточно успешно продавались и в Финляндии.