ГУМАНИЗМ

После Второй мировой войны СССР, однако, захотел продемонстрировать Западу, что коммунизм может быть на высоте и в том, что касается благосостояния простых людей, — сумел же он, совместно с Британией и Америкой, избавить мир от нацистской тирании. После войны в Советском Союзе стали значительно больше внимания уделять производству потребительских товаров, страна располагала тяжелой промышленностью, способной обеспечить их выпуск, а руководство осознало необходимость учитывать человеческую природу: люди нуждались в неких средствах выражения своей индивидуальности, пусть лишь по выходным или в путешествиях — как поодиночке, так и всей семьей. Рост благосостояния, улучшение качества жизни советских людей привели к тому, что стремление иметь свой автомобиль стало для них частью амбициозной жизненной программы.

Однако если повсеместно личный автомобиль воспринимался как символ личной свободы, то советское руководство рассматривало его как средство, помогающее удерживать людей на пути построения нового и прекрасного социалистического мира. Счастливые работники — хорошие работники, довольные граждане — благоразумные граждане.

Между тем на смену одной войне пришла другая, холодная, с очередным обострением политической напряженности и соперничества между Западом и сформировавшимся к тому времени Восточным блоком, представленным Советским Союзом и его коммунистическими сателлитами. Хотя наиболее очевидным оружием в ходе этого противостояния были их огромные сухопутные войска, а также военно-морские и военно-воздушные силы, обе стороны не меньше внимания уделяли борьбе на идеологическом фронте.

Если американское и европейское население имело возможность выбирать из 20 типов цветных телевизоров и располагало магазинами модной одежды как непременными атрибутами главной улицы любого города, то граждане СССР пользовались бесплатной системой здравоохранения и могли не опасаться безработицы.

Советские люди могли годами ждать квартиры, но, когда приходила их очередь, она доставалась им бесплатно и на всю жизнь при мизерной арендной плате; в Америке же тому, кто не имел возможности оплачивать рыночную стоимость аренды, не оставалось ничего иного, как скитаться по ночлежкам, однако те, у кого были деньги, могли купить дворец.

Это была последняя, бескомпромиссная война идей. Советская система была нацелена в первую очередь на удовлетворение материальных и социальных потребностей людей, на создание условий для их интеллектуального развития, а не на потакание запросам в сфере потребления, отдыха и развлечений.

Каждый город располагал Дворцом культуры, где за небольшую плату, а то и вовсе бесплатно можно было послушать классическую музыку, посмотреть театральную постановку или кинофильм. На каждом предприятии действовала всеобъемлющая система социальной поддержки, включающая детские сады, оздоровительные и спортивные центры.

Люди работали не для того, чтобы богатеть: в соответствии с советской идеологией, не богатство являлось вознаграждением за труд, — наградой людям становилось признание коллегами и государством их вклада в повышение благосостояния общества в целом.

Капиталистическая система совершенно иная. Люди работают за деньги, смыслом существования бизнеса является получение прибыли, для выживания и тем более для процветания компаний необходимы постоянное обновление и совершенствование.

Так, автопроизводители должны каждый год представлять по крайней мере одну новую модель.

Неважно, что у прежних еще большой потенциал и срок полезного использования — верность потребителей своим машинам означает сокращение продаж, а значит, и прибыли.

Запланированное устаревание стало привычным.

Позитивная сторона этого процесса состояла во внедрении в западные машины все новых идей, в появлении у них все новых свойств, даже если в каких-то из них не было необходимости или они мало что давали в плане повышения безопасности и эффективности автомобиля как транспортного средства.