ГАЗ ПОБЕДА НА ВОЛГЕ

В конце 30-х годов на ГАЗе поняли, что их машины нуждаются в радикальном обновлении дизайна. Первые прототипы имели аэродинамические формы, весьма напоминавшие чехословацкие автомобили Tatra. Однако начавшаяся в 1941 г. война поставила крест на планах выпуска нового гражданского легкового автомобиля с использованием шасси Ml, хотя в течение некоторого времени по окончании войны, до 1946 г., ГАЗ выпускал модель 11-73. И вот в 1946 г. компания представила ГАЗ-М20 «Победу».

Еще в декабре 1941 г., когда немцы стояли у стен Москвы, правительство предложило ГАЗу начать работу над новым легковым автомобилем, хотя завод был полностью загружен военными заказами. Инженеры ГАЗа внимательно присматривались к зарубежным автомобилям, преимущественно американским и немецким.

Американские машины 1940-1941 гг. уже не имели подножек и выглядели более широкими, чем прежде, хотя нередко в угоду консервативным вкусам потребителей все еще сохраняли в своем дизайне рудименты и выступающих крыльев, и тех же подножек. Кроме того, прослеживалась тенденция перехода к несущей конструкции кузова с интеграцией шасси в сам кузов.

Навыки проектирования такого рода кузовов в Советском Союзе отсутствовали, а потому для ускорения процесса в качестве источника вдохновения был взят Opel Kapitan образца 1938 г. В этой немецкой модели сочетались здоровый консерватизм и все последние технологии, доступные европейским конструкторам.

Проектировщики ГАЗа принялись за работу, однако по мере того как они вырабатывали собственные идеи, облик автомобиля менялся, и в окончательном варианте сходство с немецкой машиной сохранилось только на уровне днища кузова и внутренних панелей. Когда в феврале 1943 г. 91-тысячная немецкая армия была взята в плен под Сталинградом и окончательный исход войны уже не вызывал сомнений, главный конструктор ГАЗа Андрей Липгарт был вызван в Москву для доклада о ходе работ над новыми советскими легковыми автомобилями, включая тот, которому предстояло стать ГАЗ-М20. После визита в Москву Липгарт в полной мере осознал важность того, чем занимались он и его подчиненные: советское правительство хотело чувствовать себя победителем не только на полях сражений, но и на дорогах.

Летом 1943 г. бомбардировщики Люфтваффе атаковали Горьковский автомобильный завод, производивший грузовики и бронемашины.

В результате 25 налетов немецкими бомбами были уничтожены 9 километров производственных линий и 6 тысяч станков; завод оказался на грани остановки, однако и тогда работа над новым легковым автомобилем не прекращалась.

Заниматься дизайном машины поручили талантливому инженеру Вениамину Самойлову, ему она, в частности, обязана встроенными в крылья фарами и плавными обводами боковых панелей.

Все линии органично переходили друг в друга, формируя оригинальный стремительный силуэт.

Задняя часть кузова получила характерную покатую форму фастбека. В те годы в Советском Союзе не было опытных инженеров-кузовщиков, и делать пресс-формы для кузовных деталей было некому.

Прежде все необходимые технологии неизменно приобретались у американцев, но теперь нужно было учиться все делать самим. Советские инженеры создавали полноразмерные деревянные модели, по которым уточнялись размеры кузова и выподнялись первичные лекала кузовных панелей.