ГАЗ-MI послужил основой для создания целого ряда 6-цилиндровых автомобилей ГАЗ

Модельный ряд был расширен с учетом особенностей эксплуатации в сельской местности — большая проблема для столь обширной страны, как Советский Союз. С 1939 по 1941 г. на базе ГАЗ-MI заводом выпускался пикап М415 грузоподъемностью 400 кг, а его грузовой кузов имел длину 1610 мм. Машина развивала скорость 90 км/ч. У первых прототипов дизайн грузовой платформы был решен в стиле передней части, совсем как у популярных современных пикапов вроде Toyota Hi Lux. У серийных же машин кузов был отдельный, прямоугольный, решенный в традициях более тяжелых коммерческих автомобилей. ГАЗ-MI и сегодня порой можно встретить на улицах российских городов, однако у людей преклонного возраста не сохранилось теплых воспоминаний об этих машинах.

В момент их появления личного автотранспорта в Советском Союзе практически не существовало, и Ml выступал в роли либо служебного автомобиля, либо такси.

Черный седан, прозванный «Черный ворон», широко использовался НКВД, и появление такой машины у дома в предрассветный час считалось у советских людей предвестием беды. В то же время автомобиль имел и ласковое прозвище — «эмка» (от «М» в названии).

ГАЗ-MI послужил основой для создания целого ряда 6-цилиндровых автомобилей ГАЗ, в существенной степени сохранивших его конструкцию и дизайн кузова. ГАЗ-11-73 выпускался в 1940 и 1941 гг., а затем в 1945 и 1946 гг. В качестве подспорья при разработке 6-цилиндрового силового агрегата ГАЗ приобрел несколько американских двигателей Dodge D5 с боковым расположением клапанов, что в 1937 г. привело к появлению и началу выпуска мотора ГАЗ-11. Этот 6-цилиндровый двигатель объемом 3485 см/3 и мощностью 76 л. с. устанавливался также на грузовик ГАЗ-51. Внешне ГАЗ-11-73 отличался от базовой модели Ml решеткой радиатора и бамперами, скорость машины достигала 110 км/ч. ГАЗ-11-40 был открытым автомобилем с 4-дверным кузовом фаэтон, однако выпущено было лишь шесть экземпляров этой версии массовой модели.

Прототип пикапа на базе ГАЗ-11-73, получивший обозначение ГАЗ-11-415, появился в 1940 г., но в серию не пошел. ГАЗ-11-73 стал прародителем одного из первых в мире легковых автомобилей с полным приводом.

Получившая обозначение ГАЗ-61 машина оснащалась 6-цилиндровым двигателем.

Первый прототип был темно-синего цвета и внешне имел много общего с прототипом ГАЗ-11-40 с мягким откидным верхом.

Новый автомобиль с июня по октябрь 1939 г. прошел всесторонние испытания и продемонстрировал беспрецедентные вездеходные качества.

Программа его испытаний включала езду по карьерам для выяснения, насколько хорошо машина справлялась с песком и вообще рыхлым грунтом. Для зимних испытаний открытый кузов заменили на закрытый Ml, и в итоге на одобрение были представлены две версии нового автомобиля.

В 1940 г. утвердили обе: и вариант с мягким верхом под обозначением ГАЗ-61-40, и седан ГАЗ-61-73 были запланированы к выпуску в конце того же года.

Однако из-за технических сложностей начало производства полноприводных машин откладывалось. Первый образец ГАЗ-61-73 был собран 9 июня 1941 г. и успешно протестирован в качестве…

тягача для 76-мм орудия Серийное производство этой машины началось 12 июля, однако из ворот завода вышел только 181 автомобиль, после чего выпуск прекратился из-за нехватки материалов — особенно стального листа — в связи с началом войны.

Считается, что в 1942 г. были собраны два автомобиля, в 1944-м еще девять, а последние два — в 1945 г. В конце 1940 г. инженеры ГАЗа тестировали несколько полноприводных пикапов ГАЗ-61-415 Построенные на шасси ГАЗ-61, они предназначались как для гражданского, так и для военного использования, однако дальше создания прототипов дело не продвинулось.

В ответ на выраженную в мае 1941 г. потребность армии в простом автомобиле для транспортировки легких орудий на поле боя было решено запустить в серию близкий им ГАЗ-61-417. Машина могла перевозить 6 человек и 250 кг снаряжения, имела некоторые общие с 61-73 кузовные панели до передней дверной стойки, но кабина была открытой.

В задней ее части поверх ящиков для боеприпасов вдоль бортов располагались сиденья. Первые из этих легких грузовичков собрали 7 октября 1941 г., а всего до конца года удалось выпустить 36 таких машин.

Затем, с прекращением поставок кузовных панелей, производство остановилось. Своей способностью проехать везде, где нужно, и своей неприхотливостью ГАЗ-61-40 завоевал высокую оценку военных, в том числе самого высокого ранга.

Такой автомобиль, серого цвета, был, в частности, у маршала Георгия Жукова, и, темно-зеленый, у маршала Семена Тимошенко.

Тем не менее после суровой зимы 1942 г. большинство машин оснащалось закрытой кабиной. ГАЗу принадлежит и еще один значительный вклад в военные усилия союзников.

В 1938 г. в атмосфере нависшей над Европой угрозы войны завод приступил к разработке специализированного полноприводного автомобиля для армии.

В этой работе он был не одинок.

Параллельно с ГАЗ-64, примитивным автомобилем в концепции джипа, исследовательский институт НАМИ готовил собственный прототип автомобиля повышенной проходимости для армии — НАМИ-АР. Этот разработанный в 1941-1942 гг. внедорожник стал конкурентом ГАЗ-64, также претендовавшим на внимание военных.

Обе машины оснащались двигателем ГАЗ-MI, но у НАМИ-АР были два карбюратора от легкового КИМ-10, что позволило увеличить мощность с 50 до 57 л. с. Первый образец был произведен на предприятии, позже известном как завод «Москвич».