Бензиновый и дизельный варианты нового двигателя АЗЛК

«Москвич-2141» подвергся потребительской экспертизе, что было не в традициях советского автопрома. Были отмечены как положительные, так и отрицательные аспекты нового автомобиля. В частности, выяснилось, во-первых, что его заднее стекло загрязняется несильно и потому нет необходимости в установке стеклоочистителя и, во-вторых, что водительское сиденье не такое удобное, как на модели 2140.

«Москвич-2141», даже при его недостатках, был для завода шагом вперед. Машина с ее 5-дверным кузовом получилась не только симпатичной — черные пластмассовые бамперы и решетка радиатора удачно сочетались с матово-черными рамками боковых окон, но и весьма практичной.

Запасное колесо крепилось под багажником, так что для получения доступа к нему не требовалось разгружать машину. Даже в отсутствие новых двигателей «Москвич» получился легче своего англо-французского прародителя, расходовал.

меньше топлива, имел больший дорожный просвет (важное качество для советских автолюбителей) и более просторный салон. Решение о серийном производстве нового автомобиля было принято в апреле 1983 г., а в 1986-м-в год, когда был собран 4-миллионный «Москвич», — .

модель, получившая для продажи на экспортных рынках название «Алеко», наконец начала потихоньку сходить со сборочной линии завода. Начало производства совпало с открытием XXVII съезда КПСС.

Первые серийные машины появились 12 февраля, но их полномасштабный выпуск начался только в июле 1988 г., когда ворота завода покинули последние «Москвичи-2140». Благодаря только-только утвердившейся политике гласности, об имевшихся у новых машин недостатках вскоре стало известно всем, и как на один из основных указывалось на их скромную динамику.

Максимальная скорость машины с двигателем УЗАМ составляла 145 км/ч, разгон до 100 км/ч занимал бесконечные 18 секунд. С двигателем ВАЗ ненамного лучше: максимальная скорость 158 км/ч минус 3 секунды на разгоне.

Ни один из имевшихся изначально двигателей не в состоянии был расшевелить тяжелый автомобиль, даже при том, что коэффициент аэродинамического сопротивления был у него одним из лучших среди всех советских машин. Кстати, экспортное название «Алеко» — производное от «Автозавод Ленинского комсомола».

В связи с началом выпуска нового автомобиля были вложены огромные деньги в модернизацию производственных мощностей АЗЛК.

Предприятие насыщалось новыми технологиями, средствами автоматизации и повышения производственной гибкости.

Это и станки с программным управлением, и роботизированные тележки для доставки узлов и деталей на автоматизированные рабочие места, и автоматизированный складской комплекс, и огромный новый цех кузовных панелей, где на прессах можно было быстро менять штампы для изготовления различных элементов кузова.

Теоретически завод мог в кратчайшие сроки и безболезненно переключаться с производства одной модели на выпуск другой.

Гибкая производственная система была призвана обеспечивать выпуск широкой гаммы моделей и модификаций, в том числе с кузовом универсал, а также многоцелевого автомобиля.

В реальности же в течение 15 лет производилась единственная модель, качество сборки было стабильно низким, из-за стечения целого ряда обстоятельств — некоторые из них действительно были заводу неподвластны — ежегодное производство даже в лучшие времена не превышало 106 тысяч автомобилей, хотя планировалось на уровне 200 тысяч.

В 1989 г. — это был первый полный год выпуска модели 2141 — удалось собрать лишь 74 058 машин. Для сравнения: за последний полный год выпуска «Москви-чей-2140» (1987) их было произведено 182 030. В отличие от «Москвичей» моделей 408 и 412, «Алеко» никогда серьезно не экспортировался, если не считать стран бывшего Восточного блока, хотя существовали планы организации его поставок в 1987 г. в Западную Европу, после чего, в 1991 г., он должен был появиться на американском рынке.

Те немногие машины, что были проданы за пределами Советского Союза, имели двигатель ВАЗ-2106.