Вариаторы – надежность или вымысел?

Вариаторы из года в год набирают популярность и сейчас мало кого можно удивить таким типом трансмиссии. За последнее десятилетие подобный метод переключения передач из экзотики перешел в разряд вполне обычных «автоматов».

Что такое вариатор

По сути, вариатор (наиболее распространённое англоязычное обозначение — CVT — continuously variable transmission) — это, простите за тавтологию, вариация на тему автоматической коробки передач. И автомобиль, оборудованный им, на первый взгляд, ничем не выдаёт себя — педалей всего две и рычаг переключения режимов трансмиссии — P, R, N, D — такой же, как и у машины с традиционной АКПП. Всё привычно. Но работает вариатор совершенно по-другому. В нём нет фиксированных первой, второй, десятой передач. Попробуйте представить себе, сколько звёзд в нашей Вселенной, но у вариатора передач всё равно намного больше. И «переключение» между ними происходит плавно и незаметно.

Краткая история развития вариаторов

Вариатор ставился серийно на автомобили DAF (в то время под этой маркой выпускались не только грузовики, но и легковушки) еще в 50-х годах прошлого века. Потом нечто похожее начали делать и на Volvo, но по-настоящему широкое распространение вариаторы получили лишь сейчас, но сама технология была разработана еще Леонардом да Винчи.

Причиной повышенного интереса со стороны японских конструкторов стали многочисленные попытки автопроизводителей повысить КПД двигателя, в результате которых они пришли к выводу, что собственно КПД поднимать не надо, достаточно предотвратить потери мощности на трансмиссии. Согласно законам физики, это можно было бы сделать, добавив число передач, но здесь разработчики упирались в существенную проблему, — чем больше будет передач, — тем лучше, тем меньше будут потери. Получалось, что это экстенсивный путь, а он подразумевает наращивание размеров КПП, что в конечном итоге приводит к сложной управляемости, и ненадежности узла в целом, о чем мы уже говорили.

Требовалось или увеличить количество передач до бесконечности, или… убрать их совсем! Для этого им и потребовались наработки по вариатору, — бесступенчатой трансмиссии, позволяющей осуществлять плавный разгон и торможение, фактически напрямую передавая усилие с двигателя.

Причина бурного развития вариаторов в наши дни проста, — АКПП этого типа более экономичны (разница порядка 10-20% по сравнению с обычным «автоматом»), несравненно более комфортны, из-за отсутствия рывков и переключений, а главное, вариатор обеспечивает более плавный, и что характерно, более быстрый разгон автомобиля, даже по сравнению с механикой, за счет идеального соотношения (а точнее отсутствия) передач. Казалось бы, вот он, — идеал, но на деле все оказалось не так радужно.

Плюсы вариатора

  • мягкое переключение, т.к. в вариаторе нет передач, а передаточное число меняется постоянно;
  • легкое и комфортное управление;
  • более быстрый разгон, т.к. не тратится время на переключение передач;
  • экономный расход топлива, т.к. передаточное число постоянно меняется, не происходит потери мощности. Вариатор тратит меньше бензина, чем механика и другие виды автомата;
  • экологичность — вариатор выбрасывает в атмосферу меньше вредных веществ, чем другие коробки передач;
  • увеличенный ресурс двигателя.

Минусы вариатора

  • необходимость приобретать специальное масло. Причем конкретному производителю нужно определенное масло. Его нужно менять примерно каждые 30 тыс. км;
  • возможность установки вариатора только на машины, у которых не более 220 л.с.;
  • резкие разгоны и торможения могут привести к поломке;
  • ремонт вариатора – это сложный процесс, который дорого стоит. Кроме того, не так-то просто найти хорошего специалиста;
  • вариатор обгоняет другие виды АКПП по техническим особенностям, но он имеет высокую стоимость обслуживания.

Основная проблема вариаторных коробок передач

Основной проблемой вариатора была и остается надежность узла. Дело в том, что сам производитель укладывает срок «хождения» вариатора в 150 000 – 200 000 км, если мы говорим про новый автомобиль. Конечно, приобретая автомобиль новым, Вы практически застрахованы от неприятностей, поскольку среднестатистический водитель наезжает за год порядка 20 000 – 35 000 км. Таким образом, срока работы узла Вам с лихвой хватит на весь срок гарантии автомобиля, но если машина покупается с рук, то вариаторный узел может стать источником перманентной головной боли. Для России эта проблема особенно актуальна, поскольку в холодном климате вариатору работать тяжелее. Также, при эксплуатации в России есть еще две отрицательных особенности для вариатора.