Кто придумал «нулевое» ТО и что это такое?

Одни производители рекомендуют пройти «нулевое» ТО, другие его навязывают, а третьи вовсе не знают, что это такое. В необходимости и целесообразности столь раннего визита на сервис разбирался Леонид ВОРОБЬЕВ.

Интервал обслуживания современных автомобилей может различаться в два и более раз — он варьирует в основном от 10 до 20 тыс. км. Но если, к примеру, покупателю нового Nissan предлагают явиться на сервис лишь через 15 тыс. км, то обладатели недорогих моделей, как правило, вынуждены приезжать и на так называемое ТО-0 (в зависимости от производителя его проводят при пробегах от 1 до 5 тыс. км). Возникает вопрос: так ли необходимо «нулевое» техобслуживание, или это очередной предлог для выманивания денег?

Есть повод

Список операций, входящих в ТО-0, довольно скромен – это замена моторного масла и фильтра, диагностика ходовой, контроль уровней жидкостей, состояния протекторов, работы электрооборудования, общий осмотр автомобиля. По сути это прежде всего своеобразная страховка производителя от собственных «ляпов», которые гораздо проще устранить «в зародыше». К примеру, если у автомобиля нарушены углы установки колес, это покажет характер износа протектора, а за столь короткий срок шина не успеет прийти в негодность. Незатянутый хомут системы охлаждения также лучше обнаружить по падению уровня жидкости в бачке, не дожидаясь серьезного опустошения системы. Стоит помнить, что некоторые элементы автомобиля имеют ограниченный срок гарантии. Например, гарантия на каталитический нейтрализатор у многих производителей составляет как раз несколько тысяч километров — стало быть, претензии по ним можно предъявить только на «нулевом» ТО.

Если ТО-0 в сервисной книжке указано как обязательное, игнорировать его нельзя — возникнут проблемы с гарантией, да и масло, залитое в двигатель на конвейере, очевидно, не рассчитано на продолжительную эксплуатацию. В случае, когда эта процедура лишь рекомендована (производителем или устно сотрудником дилерского автоцентра), вы вольны сами принимать решение. Позиция большинства сервисменов — осмотреть основные системы автомобиля и сменить масло действительно необходимо. В конце концов операция не такая дорогая. Если же с деньгами туго, ТО-0 можно и опустить — на ваш век ресурса двигателя точно хватит, а проблемы будущих владельцев, которые возникнут при значительных пробегах, можно переложить на них.

Важно знать

Некоторые автопроизводители подчеркивают, что ТО-0 для определенных моделей (или всего модельного ряда) необходимо и проводится бесплатно. Это, казалось бы, полностью снимает вопрос о целесообразности внеочередного обслуживания. Однако оплачивать не придется только работу специалистов. Расходные материалы (масло, фильтр) — за счет заказчика, равно как и мойка авто перед заездом в ремзону.

Проводить ТО чаще, чем это предусмотрено производителем, никто не запрещает. Однако учтите, что регламентное обслуживание — это целый комплекс четко определенных операций. Если вы (пусть даже на дилерской станции) при рекомендованном интервале ТО 10 000 км заменили масло в двигателе при пробеге 5000 км, это не дает вам права являться в техцентр лишь на 15 000 км. Иными словами, замена масла, диагностика подвески и прочие отдельные операции — это отнюдь не ТО.

Накатать по городу несколько тысяч километров до обязательного «нулевого» ТО (если такое предусмотрено) — дело нехитрое. Однако учтите, что не все дилерские центры могут принять автомобиль на обслуживание, что называется, с колес — у некоторых в сезон (весна и осень) время расписано на неделю и более. Поэтому, если в сервисной книжке указана «вилка» допустимого пробега, задуматься о визите в сервис желательно заранее, чтобы в случае очереди не допустить перепробега.

Учтите, что «нулевое» ТО, как и все остальные, чаще всего имеет предписание не только по километражу, но и по времени. Обычно этот срок не превышает трех месяцев.